Что характерно: нарасхват идут машины как собираемые у нас, так и привозимые из-за рубежа. Эксперты по-разному объясняют взрывной рост продаж: от "проснулась провинция" до "а куда еще девать деньги?". Последнее объяснение кажется более реальным: сумасшедший рост цен на недвижимость, случившийся в последние два года, отодвинули на потом исполнение главной мечты многих россиян - квартирной. Взамен покупается "железный конь", который в 10 - 15 раз доступнее самой скромной "панельки".
Свою роль, конечно, сыграли и повсеместно предлагаемые автокредиты по сниженным ставкам, и агрессивная реклама, и скидки-подарки, предлагаемые клиентам за приобретение авто прошлогоднего производства (за счет покупки "стоковых" машин можно сэкономить от 1000 до 6000 долларов). Словом, все то, что называется "конкуренцией на рынке", когда не покупатель бегает за товаром, а продавец - за покупателем. Проигрывает в этой гонке только худший, которым на российском авторынке оказалась бывшая советская гордость - Волжский автозавод.
Похоже, это проигрыш навсегда... Потому что изменился покупатель, массово поменявший дешевизну отечественных "Жигулей" на зарубежное качество. Изменился и рынок, предлагающий вполне приличные иномарки практически по цене тольяттинской "Лады". Любопытно, что в нынешнем году наивысшими темпами росли продажи в России дешевых автомобилей китайских и иранских производителей, которых еще недавно не существовало в природе. Китайская Chery продала 6656 автомобилей - в 11 раз больше, чем в первом квартале 2006 года. Иранская Iran Khodro, реализовав 1500 машин, прибавив 713 процентов. И это лишь начало.
ВАЗ вытесняют с отечественного рынка дешевых машин не только новички, но и признанные мировые лидеры. Концерн Renault наращивает продажи дешевой марки Logan ценой менее 9,5 тыс. долларов. К 2010 году свои автомобили стоимостью до 10 тыс. долларов начнут продавать Nissan, Toyota и W. Причем сначала машины будут собирать в России, но одновременно их производство постепенно "локализуется" с тем, чтобы не менее половины комплектующих выпускалось также на российских заводах.
Что самое главное: иностранные производители намерены развенчать миф о том, что россияне "генетически" неспособны выпускать высококачественные автомобили. И Renault-Nissan, и Ford, Toyota, VW гарантируют, что вся их "российская" продукция - автомобили и комплектующие - будут столь же качественными, как и выпускаемые за рубежом.
В этих условиях АвтоВАЗу придется обойтись без нас.