"Памятник советским воинам в Будапеште перенесен не будет: его защита гарантирована двусторонним договором от 6 марта 1995 года между РФ и Венгрией "Об увековечении памяти воинов и гражданского населения, павших во время второй мировой войны, и о правовом статусе их могил", - в этом корреспондентов "Труда" заверили в посольстве Венгрии в Москве.
Представитель посольства Ласло Овари уточнил, что в рамках договора обе стороны взяли на себя обязательства заботиться о могилах и памятниках. Так, в Воронеже есть памятник венграм, на ряде кладбищ в России сохраняются венгерские захоронения. В Венгрии есть могилы советских воинов. "Обе стороны сохраняют эти места. Обязательства могут быть изменены в двустороннем порядке. То есть Венгрии нужно будет получить согласие на изменения и с российской стороны", - уточнил дипломат.
Однако международные договоры не только живут, но и умирают, подчас насильственной смертью. Во всяком случае, будапештские националисты сильно рассчитывают на то, что парламент республики сможет принять решение о выходе из двустороннего соглашения об охране памятников. Шансы велики.
Сбор подписей в поддержку инициативы по сносу монумента в Будапеште начался сразу после сентябрьских антиправительственных демонстраций, во время которых памятник был осквернен националистами. Удалось собрать 210 тысяч подписей. Организаторы кампании - Всемирный союз венгров и движение ветеранов антисоветского мятежа 1956 года Deport '56 утверждают, что не добиваются его сноса, а только хотят убрать монумент с площади Свободы, установив на его месте венгерский флаг в память о... Великой Венгрии. Напомним: в июне 1920 года подписанный в Трианоне Версальский мирный договор отсек от Венгрии ряд земель - они отошли к Румынии и Словакии. И вот не сей счет возникли туманные рассуждения: "Никто не собирается менять границы, мы просто хотим восстановить памятник Великой Венгрии".
Не правда ли, очень похоже на разговоры в Таллине о "Великой Эстонии"? Местным ура-патриотам помешал "Бронзовый солдат". Их не смущает то, что в такой же красноармейской форме сражались с "коричневыми" варварами крупнейшие эстонские ученые с мировым именем - будущий литературовед Юрий Лотман и талантливый химик Виктор Пальм.
Покушались в Болгарии и на знаменитого, воспетого в песнях бронзового "Алешу", стоящего под горой. А эта недавняя история в мемориальном комплексе в Освенциме, из которого решили удалить советскую экспозицию...
Похоже, в той части Европы, что из кожи лезет, демонстрируя "новое мышление", съехала крыша. В этом отношении куда достойнее ведет себя проигравшая во второй мировой войне сторона. В Германии не сочли для себя оскорбительным отреставрировать мемориальный комплекс в Трептов-парке, где захоронено свыше 5000 воинов Красной Армии. Логика берлинских властей полностью совпала с позицией главного редактора журнала "Камерады - независимое издание для старых и молодых солдат" Гетца Эбербаха: "Я всегда был убежденным антикоммунистом, но никогда не был врагом русских. Мемориал - памятное место для советского народа, который по праву гордится своей победой. И, кроме того, памятник - часть нашей истории".
Больше всего наших ребят пало на территории Польши - свыше 600 тысяч. Отношение к братским могилам и там разнится. Но большинство поляков остались пока верны светлой памяти своих освободителей. Когда попытались снести объединенный памятник советским и польским солдатам в варшавском районе Прага, большинство жителей этому воспротивились. А всего в Центральной и Восточной Европе находится около 4000 воинских мемориалов. Там захоронены советские воины, а это около двух с половиной миллионов человек...
Для граждан России любое неуважение к памяти мертвых, тем более воинов, погибших за правое дело, - святотатство. Едва ли могут успокоить разговоры о том, что речь якобы идет о "переносе" или "перезахоронении" останков. На самом деле в этом проявляется собственная ущербность разрушителей символов второй мировой войны. Они воюют не с памятниками, а с памятью и с павшими.
МНЕНИЯ
Елена ИГНАТЕНКО, руководитель Центра по сохранению памятников и воинских захоронений за рубежом "Мемориал":
- В советские времена, кстати, в той же Польше устанавливать памятник павшим воинам под Гданьском нам безвозмездно помогала одна местная строительная фирма. Сейчас, увы, чаще приходится слышать о демонтаже. Хотя нет, к 60-летию Победы в 2005 году во Франции был восстановлен памятник российским и советским воинам, похороненным во Франции на международном воинском некрополе. В Германии, между прочим, тоже уважительно относятся к событиям 1939-1945 годов. В стране нет ни одной неухоженной могилы павших солдат, будь то немецкой, советской или американской армий. Для них память священна... А для некоторых стран бывшего соцлагеря, видимо, нет.
Вообще наши памятники за рубежом - это тема отдельного разговора. Очень долго на их содержание деньги выделялись по остаточному принципу. Из-за недостатка финансирования мы чуть было не потеряли захоронения многих исторических деятелей нашей страны. Надеюсь, что ситуация, которая складывается сейчас в странах Восточной Европы, заставит общество и государство повернуться лицом к этой проблеме.
Алексей СКУРЛАТОВ, фронтовик, ставший прототипом памятника "Алеша" в Болгарии, почетный гражданин города Пловдива:
- Я считаю снос памятников советским воинам преступлением. Поэтому всегда очень переживаю, когда из средств массовой информации узнаю о том, что власти той или иной страны планируют демонтаж мемориалов. Многие толкуют сегодня историю совсем иначе, чем это было принято раньше: многие события выворачивают на изнанку, одни факты подменяют другими. Но память народная священна, и разрушить ее, даже уничтожив все памятники, невозможно.
Раньше мне приходило много писем от болгарских школьников, рабочих, служащих. Я старался ни одно не оставить без ответа. Но сейчас годы уже не позволяют. Да и писать почти перестали. Забыли, наверное...