ЛЮДИ И ПИРАНЬИ

В свои 50 лет Александр Бушков написал 50 книг, которые разошлись многомиллионными тиражами, но на недавней премьере фильма "Охота на пиранью" маститый автор чувствовал себя в роли дебютанта - это его первый экранизированный роман. Да еще с такими мегазвездами, как Владимир Машков и Евгений Миронов, в главных ролях.

- Как вам новоиспеченный блокбастер про "пиранью"?
- Фильм, конечно, не имеет ничего общего с романом (смеется). Ребята молодцы: я не лез в сценарий, а они романа не читали! Это правда - никакая не шутка! Режиссер Александр Кавун признался мне, что не читал "Пиранью". А вот Машков сказал, что читал. Ну да ладно: профессионалы сделали сценарий и сняли отличный "наш ответ Голливуду". Спецэффекты навороченные, отличный звук, "хаммеры" носятся, есть эротика. А главное - Машков с Мироновым. Отличные актеры, нормальные, по-хорошему простые ребята. Мы познакомились на премьере, пообщались. Обнялись, и я сказал им: "Ну что, сынки!" А Машков: "Ну, это нормально, батя!" (коронная фраза Мазура из фильма. - М.С.).
- Говорят, вы назначили Машкова на роль Мазура? Он ведь тоже сибиряк...
- Нет, выбор актеров - это дело продюсера и режиссера. Я в чужие дебри не лезу.
- Первоначально супергероя Кирилла Мазура должен был играть Гоша Куценко...
- Я ни на чье мнение не посягаю, но Гоше Куценко лучше играть базарных братков.
- А как вам Евгений Миронов в необычной для себя роли? Он ведь раньше играл сугубо положительных персонажей, а тут роковой злодей Прохор, развлекающийся охотой на живых людей...
- Он очень точно попал в образ Прохора. Потому что самый страшный злодей - не тот, у кого один глаз крючком, нос торчит, половины зубов нет... Самый страшный как раз тот, что с виду милый и добрый. И зол он на весь мир потому, что искренне верит: другие - не люди.
- Сан Саныч, а вы сами в армии служили?
- Нет. Не прошел по зрению. Но почему-то сейчас меня часто принимают за генерала в отставке.
- Почему так получилось, что кинематографисты долгие годы проходили мимо ваших романов?
- Действительно, это первая экранизация за 25 лет. Еще в начале восьмидесятых годов предпринимались первые попытки что-то сделать в кино, но все они каким-то мистическим образом проваливались. Не меньше десяти попыток было! И "Сварога" пытались экранизировать, и "Анастасию", и самую раннюю фантастику. Сценарии писались, актеры и режиссеры назначались, спонсоры объявлялись. Все попусту. Хотя усилия прикладывались немалые. И вот наконец-то попались везучие ребята, на которых вся эта мистика не подействовала.
- Компания, снявшая "Охоту на пиранью", приобрела права на экранизацию еще семи ваших произведений. Значит, можно ждать новых экранизаций?
- Посмотрим, что получится с этим фильмом. Если народ помидорами не закидает, будем думать.
- Будет ли снова явлен миру ваш герой Сварог?
- Все будет, когда я наконец перестану торопиться. Сяду и поработаю добротно над толстым романом, не думая о времени. Я согласен с теми, кто хорошо отзывается о моих первых вещах. Первые два романа были единственными книгами, над которыми я работал лет пять. Тогда было такое время, что никого не издавали. И я переписывал, шлифовал... Сейчас, конечно, вряд ли я уйду в себя на пять лет. Но хочу сделать большой толстый роман и как следует отшлифовать его.
- Сколько времени у вас обычно уходит на написание нового романа?
- Когда полтора месяца, когда две недели... Но вот сколько до этого времени уходит - другой вопрос! Сесть и механически написать - дело нехитрое. А вот в голове сложить... Тут нужны месяцы и годы.
- Какими источниками вы пользуетесь при создании исторических романов?
- В архивах никогда не был и не буду. Там мне скучно и неинтересно. Пользуюсь теми книгами, которые можно достать, купить, выменять, получить всеми возможными способами. Книгами полны магазины. Обнищавшая интеллигенция все понесла в букинистические лавки. А в прошлом году ехал мимо мусорных баков, увидел книжные развалы, притормозил и подобрал первый том "Войны с Финляндией" с портретом Ворошилова, золотым тиснением, как будто вчера изданный. Я человек негордый, джип остановил и руками полез в мусорку, за книжкой...
Великолепные книги были написаны не только в ХIХ веке, но и в двадцатые годы, да и при Сталине выпускалось множество интереснейших исторических трудов. У меня большая библиотека, которая никак не умещалась в городской квартире. Вот и решил я переехать за город, построить дом на берегу Енисея. Буквально на днях переехал туда со всем хозяйством, с псом-кавказцем Пифагором, морскими свинками. И, конечно, перевез библиотеку.
- Почему вы построили дом в Сибири, а не в Подмосковье?
- Потому что за цену двух соток в Барвихе я под Красноярском поставил усадьбу, где у меня большой двор, двадцать сосен и прекрасный вид на Енисей.
- Ваши книги изданы общим тиражом в 18 миллионов экземпляров. Удалось разбогатеть?
- Конечно, не бедствую. Но в какой-то момент выяснилось, что мой ближайший друг и компаньон, который вел мои финансовые дела, оказался подвержен страсти игры в казино. Спустил не только мои сбережения, но и еще многих уважаемых людей. Остался он гол как сокол, да еще и в бега ударился.
- Говорят, в молодые годы вы любили крепко выпить. Но в отличие от многих российских талантов побороли эту страсть. Как это удалось?
- Да, с одной стороны, в провинции люди часто загнаны в тяжелые условия. Но я перебираю своих знакомых за последние лет пятнадцать и не нахожу ни одного, кто бы от тяжелой жизни спился. Зато знаю шофера, который не спился, а наоборот - организовал свое транспортное предприятие и собственный рыбокоптильный цех. Обычный шофер! Знаю обычного прораба, который организовал маленький цементный завод, и дело у него нормально поставлено. Приходили коммунисты, подбивали рабочих на забастовку, так непрошенным гостям сами рабочие морду набили... И такие примеры нынче совсем не редки.
Мне же очень повезло, что у меня нет гена алкоголизма. Выпил в молодости свою цистерну и бросил. Это же чистая лотерея с этим геном. Если человек от природы алкоголик, его практически бесполезно лечить. А если нет этого гена, то человека можно направлять на благие дела.
- Так вы совсем в завязке?
- Нет, я не трезвенник. Напишу роман, что случается раз в полтора-два месяца, сяду в кресло у телевизора, положу рядом кучу дисков с фильмами и рядом же поставлю батарею бутылок. Буду пить и смотреть. Столько успею за целый день выпить и пересмотреть! А назавтра пивка приму, и все. Послезавтра же опять сажусь работать на два месяца. Это совершенно научный способ, разработанный не кем-нибудь, а Уолтером Греем, ведущим английским нейрофизиологом, который сам его практиковал и был лауреатом Нобелевской премии. Отличный метод, после него голова чистая, ты к подвигам готов. А пить по поводу и без повода - это даже не пьянство, это хуже.
- Нынче модно выпускать по горячим следам блокбастеров компьютерные игры. Вам поступают предложения поучаствовать в таких проектах?
- Конечно. Но мне просто некогда отвлекаться от главного. Я уже сейчас знаю, что буду делать летом 2007 года, какую книгу писать. Но знаете, как это бывает: распланировал все на год-полтора вперед, но вдруг сваливается что-то неучтенное...
МНЕНИЕ КИНОКРИТИКА
- У людей, причастных к созданию фильма, и у зрителей, которые фильм смотрят, по определению разная оптика. Александру Бушкову фильм "Охота на пиранью", как видно из интервью, нравится, хотя режиссер книжку писателя, похоже, даже не удосужился прочитать. Я роман Бушкова читал, и по этой причине мне фильм активно не нравится.
Не могу сказать, что я большой поклонник писательского дарования господина Бушкова, но в его "Охоте на пиранью" был чисто сюжетный драйв: безоружный "хороший парень" с группой невинных жертв бежит, "плохой парень" со сворой отморозков его догоняет. Вникать во все перипетии этой жуткой охоты на людей было, помню, страшно интересно хотя бы на чисто сюжетном уровне: догонят - не догонят? Сумеет ли доблестный спецназовец Мазур выпутаться из очередной передряги или нет? Из фильма этот интерес начисто выветрился. Кто бежит, зачем бежит, почему бежит, куда бежит - все подано торопливо, впроброс, без деталей и должного эмоционального напряжения. Хлесткий клиповый монтаж, сюжетная сумятица, много шума, грохота, спецэффектов - все это не оставляет возможности вникнуть во взаимоотношения героев, в обстоятельства этого бесчеловечного гона. Что за люди составляют окружение "плохого парня" Прохора (Евгений Миронов)? Почему они одеты в белогвардейские кителя, хотя действие происходит в наши дни? Каким образом попали к ним в плен соратники "хорошего парня" Мазура (Владимир Машков)? Как могла спастись из горящего дома привязанная к стулу спутница Мазура - юная красавица Ольга (Светлана Антонова)? Почему наш доблестный герой так легко, без видимого напряжения укладывает штабелями своих врагов, а они даже не сопротивляются?
Ни на один из этих и многих других вопросов фильм не дает ответа. Энергия режиссера Кавуна ушла, как говорится, в свисток: он лихо тасует цитаты из знаменитых голливудских "хитов" - фильмов "Рэмбо", "Побег", "Случайная мишень", "Убить Билла" - и гонит на всех парах к финалу. В финале, как водится, все утрясется наилучшим образом: бравый герой Машкова всех победит, злодей в исполнении Миронова сгорит в пламени аки нечистая сила. Редкие зрители, которые делили со мной в кинотеатре вечерний досуг, в кресла от сюжетного напряжения не вжимались, зато часто и не к месту хихикали...