- Счастье и трагедия народов бывшего СССР состоят в том, что в 1991 году на многих из них свобода свалилась совершенно неожиданно. Лишившись привычного контроля со стороны метрополии, властная элита новых государств начинает безудержно воровать. Коррупция проникает во все поры общества. В результате власть в глазах людей перестает пользоваться авторитетом. Прямым следствием коррупции являются бедность, необразованность, что приводит эти страны к нестабильности. Это мы можем наблюдать сегодня почти во всех странах бывшего СССР.
Опираясь на недовольство людей нынешними властями, некоторые исламистские круги начали раздавать обещания создать свое государство, в котором не будет места бедности и коррупции. Идея эта, на мой взгляд, губительна. Если исламистам удастся воспользоваться недовольством народов Средней Азии и добиться создания халифата, это лишит наш регион возможности вступить на новую ступень экономического развития, дать молодежи возможность получать высококачественное образование, наравне с другими регионами мира участвовать в процессе глобализации.
- Почему вы думаете, что советская демократия ближе странам Средней Азии, чем, скажем, исламская, которую пытаются создать в Иране?
- Религия должна быть отделена от государства и стать личным делом каждого, и мы, семьдесят с лишним лет прожив в эпоху советской демократии, исходили из этого принципа. Конечно, у нее было много изъянов. Религию пытались искоренить полностью, что тоже абсолютно недопустимо. А в наших республиках изъяны советской демократии усугублялись к тому же влиянием феодально-байской системы. Скажем, секретарь обкома или райкома в любой из республик Средней Азии был полновластным хозяином в своей области или районе. Но все же он был ответствен перед вышестоящим партийным органом, его в любой момент могли вызвать, раскритиковать, снять за совершенные ошибки, исключить из партии, а то и отдать под суд, если он того заслуживал. Сейчас же власть абсолютно бесконтрольна. В этом таится большая опасность, поэтому полностью исключать возможность победы исламских радикалов я бы не стал.
В той советской системе был еще один важный фактор. Если 1-й секретарь обкома или горкома был из местных национальных кадров, то второе лицо - это был русский, украинец или белорус. Словом, европеец. Это была тщательно продуманная структура, в которой русские играли важную балансирующую роль. Сейчас об этом следует сказать громко: русский фактор играл роль мобилизующую и организующую, придавал моральную устойчивость той сложной ситуации в национальных и региональных вопросах, которые всегда таили большую опасность для стабильности Средней Азии. Сегодня эти национальные и религиозные проблемы никуда не ушли, они, я думаю, только еще больше обострились. Поэтому русское присутствие нужно всеми силами сохранять.
- Но во многих бывших советских республиках сейчас проклинают и СССР, и русских как колонизаторов.
- В советские времена нам прививали к колонизаторам самое ненавистное отношение. На самом деле в истории бывают этапы, когда эта колонизация просто необходима. Она открывает тому или иному народу путь к мировой цивилизации. В этом отношении Россия сыграла уникальную роль. Все советские "колонии" были в равной мере с "колонизаторами" представлены в органах центральной власти, все "угнетенные" народы сделали гигантские шаги в развитии своей экономики. Долгие годы советское государство строилось на вполне разумной основе.
Мы оказались в одном круге движения с русским народом, с его культурой, с его литературой и образованием, к которому имели доступ все, кто хотел получить его и имел к этому способности. "Метрополия" вкладывала громадные силы и средства в развитие духовной сферы "колоний" - национальных республик. Поэтому за короткий срок у нас появились современное театральное искусство, кино, живопись, литература. В этом отношении советская эпоха была очень плодотворной.