А из-за чего, собственно, такое сражение? Оказывается, десятая часть областного бюджета - 585 миллионов рублей - отдается дорожникам. Из этих денег на содержание своих работников управление потратило 259 миллионов. Этих тружеников целая армия - 1329 человек. Может, так и надо?
Гендиректор крупного специализированного столичного предприятия Арсен Агаджанян, выступивший в роли эксперта, привел показательное сравнение. Бюджет их компании в несколько раз больше размера дорожного фонда Брянской области, а вот сотрудников в 10 раз меньше. Сейчас самыми эффективными в отрасли признаны мобильные предприятия числом 35 - 40 человек: они быстро строят и дают гарантии на четыре года. Впрочем, и это не срок. По словам ректора Брянской инженерно-технологической академии Владимира Микрина, есть недорогие технологии:
- Наша дорога прослужит не меньше 18 лет, если не отступать от норм. В асфальт нужно подмешивать минеральный порошок и другие добавки, препятствующие коррозии. Российская дорожная наука хорошо развита, у нас разработано районирование, мы знаем нормы, умеем бороться с трещинами. Грамотный водоотвод - 80 процентов долговечности дороги...
Сейчас правительство мучительно ищет перспективные проекты. Но почему бы не направить бюджетные деньги на избавление от одной из российских бед, которая к тому же уносит в год порядка 30 тысяч жизней? Недавно брянский губернатор сбил на джипе жительницу Обнинска, которая не стала бы рисковать, если бы на трассе "Украина" в черте города были подземные или надземные переходы. Да что Обнинск - во всем Брянске, например, только два подземных перехода! Как считают специалисты, Россия с учетом ее транспортного парка не имеет права терять в год на дорогах больше 10 тысяч человек. Выходит (да простится этот холодный рассчет), что примерно 20 тысяч жизней - это цена отвратительных дорог? Не слишком ли дорого платим?
На заседании совета руководителей Центрального федерального округа, который проходил во Владимире, полпред Георгий Полтавченко выразил обеспокоенность в связи со снижением объемов финансирования дорожного строительства. Протяженность автодорог в округе составляет 22 процента от всех магистралей страны, но и Центральная Россия по этому показателю значительно отстает от развитых государств. Меж тем в нынешнем году ресурсы дорожных территориальных фондов сократятся еще на 40 процентов. Сейчас, по оценке депутатов Госдумы, на две трети дорожных программ попросту нет денег. Как завершить строительство обходного кольца в Санкт-Петербурге? Многие мосты через российские реки уже развалились, но на какие средства возводить новые?
Вице-премьер Александр Жуков на днях признал, что огромное число гибнущих в ДТП объясняется в том числе неразвитой дорожной сетью. Остается только удивляться, что высокие чиновники до сих пор делают такие "открытия".