Напомним, что с 2004 года правительство копит деньги в этой "кубышке". В Стабилизационный фонд поступают сверхдоходы от экспорта нефти в случае, если ее цена выше 20 долларов за баррель. Всего за год и три месяца удалось накопить свыше 700 млрд. рублей. Минфину и Центробанку эта копилка очень нравится, потому что помогает бороться с инфляцией. Против представители реального сектора, так как изъятые из обращения деньги не работают, а экономика крайне нуждается в инвестициях. К тому же расходы бюджета постоянно растут - правительство заявило о намерении повышать зарплаты и пенсии, плюс средства нужны на компенсацию издержек монетизации и латание дыр в Пенсионном фонде. Чтобы хватило денег, премьер еще зимой предложил поднять планку изъятия сверхдоходов. То есть меньше копить и больше тратить.
На заседании бюджетной комиссии министр финансов Алексей Кудрин предложил "в целях стерилизации излишней денежной массы" поднять цену отсечения не более чем до 25 долларов за баррель. Если планка будет выше, то, по мнению главы Минфина, поток нефтедолларов неизбежно подстегнет темпы инфляции. В ответ Герман Греф напомнил, что он отвечает за экономический рост, и призвал рассчитывать бюджет, исходя из цены 28 долларов за баррель.
В итоге по предложению Михаила Фрадкова было принято компромиссное решение - 27 долларов за баррель. По мнению экспертов, эта прибавка позволит к 2008 году номинально удвоить зарплаты и пенсии. В Минфине подсчитали, что за три года на это потребуется около 2 трлн. рублей. С учетом дополнительных госрасходов правительство уже повысило прогноз инфляции: 2005 год - до 10, на 2006-й - до 8, на 2007-й - до 6 - 7 процентов.
Однако не всю прибавку раздадут пенсионерам и бюджетникам. Ведомство Грефа собирается превратить в инвестиции с боем отнятую у Минфина прибавку (2 доллара за баррель - получится 100 - 120 млрд. рублей в год). Эти деньги пойдут на поддержку несырьевого экспорта, развитие ипотеки, создание особых экономических и технико-внедренческих зон. Правда, это пока не более чем протокол о намерениях. Такого инвестиционного фонда пока не существует даже на бумаге - проект решения дорабатывается в Минэкономразвития.
Помогут ли эти меры ограничить инфляцию, стимулировать рост? Похоже, правительство в это не верит. Во всяком случае мы так и не увидели программы, которая хотя бы в перспективе ставила амбициозную задачу удвоения ВВП, к чему давно призывает президент. Проблема в том, что и финансовое, и экономическое ведомства пишут сценарии развития, опираясь на доходы от продажи природных богатств, но отнюдь не на ресурсы обрабатывающей промышленности и наукоемких производств. А труба не резиновая, нефтяные и газовые месторождения тоже ограничены. По оценке экспертов, за счет увеличения экспорта углеводородного сырья можно обеспечить экономический рост 3 - 4 процента в год. Это в лучшем случае, то есть при сохранении рекордно высоких цен. Так что если мы сегодня не сумеем превратить нефтедолларовые потоки в инвестиции, то завтра, когда конъюнктура изменится, никакие "кубышки" не помогут удержать инфляцию и закрыть дыру в бюджете.
Между прочим, глава Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что бороться с ростом цен посредством замораживания денег в Стабилизационном фонде бессмысленно. Потому что наша инфляция носит не монетарный характер, а вызвана произволом монополий. В качестве примера он сравнивает 2003 год, когда денежная масса выросла более чем на 50 процентов, и 2004 год, когда правительство активно изымало деньги из экономики. Как мы помним, инфляция в эти годы практически не изменилась - 12 и 11,7 процента.
Добавим, что именно из-за произвола монополий в 2004 году цены в промышленности выросли на 28 процентов. И этот инфляционный вал уже хлынул на потребительский рынок: за первые три месяца года уровень инфляции составил 5,3 процента. В этой ситуации борьба либеральных министров за красивые макроэкономические показатели напоминает войну с ветряными мельницами.