"СПОЛОХИ" СВЕТЯТ ЯРЧЕ

Этот фестиваль уместно сравнить с многосерийным телефильмом. Каждый день "Сполохов" дарил зрителям и участникам телесмотра массу событий, приключений, путешествий, неожиданных сюжетных поворотов - хоть бери и снимай об этом кино...

В один из фестивальных дней сборная телезвезд играет в русский хоккей со знаменитой архангельской командой "Водник" и, представьте, сводит матч вничью, беря, правда, не столько умением, сколько числом. В другой день из американского далека возникает группа "На-На" и закатывает для участников и гостей фестиваля большой концерт на русском, английском, французском, казахском и еще непонятно каких языках мира. В третий день, обрядившись в тулупы и валенки, звезды высыпают на лед озера Пикалево, где устраивается чемпионат по рыбной ловле. Здесь первенствовала "комсомолка, спортсменка и просто красавица" Наталья Варлей, которая, по слухам, умудрилась вытащить девять отменных рыбин. Все они пошли в грандиозную уху, которую сварили тут же, не отходя от проруби...
А в это самое время Зинаида Кириенко, Римма Маркова, Анатолий Кузнецов, Александр Панкратов-Черный и другие звезды на вертолете добирались в старинный северный город Мезень, чтобы в выстуженном зале местного Дома культуры дать концерт почти на три часа. А назавтра неутомимая Кириенко и замечательный острохарактерный актер Александр Пятков уже летели вместе с автором этих строк куда-то за Полярный круг - сначала два часа самолетом, потом час вертолетом, чтобы вдруг посреди ослепительного белого безмолвия увидеть "декорации" некоего фантастического фильма. Но то оказались никакие не декорации, а вполне реальные очертания Ардалинского нефтедобывающего комплекса, возникшего десять лет назад в самом сердце Большеземельской тундры. В такую даль артисты еще не добирались. Надо было видеть, как блестели глаза Кириенко и Пяткова во время этого выступления, как вдохновенно они читали стихи, пели песни, надо было видеть, как трепетно внимали им нефтяники, которые работают здесь вахтовым методом и, случается, по месяцу не видят новых лиц. А тут - такой сюрприз: артисты из Москвы...
- "Сполохи" оказались щедры на подобные сюрпризы, - говорит президент фестиваля, известный актер и продюсер Сергей Жигунов. - В эти дни на архангельской земле состоялось порядка 50 творческих встреч, на которых побывало около 15 тысяч зрителей. Причем артисты умудрялись добираться в самые удаленные уголки области, чтобы дать концерт иной раз всего для 50-70 человек. Только ради этого трогательного и нечастого сегодня единения артистов и зрителей, талантов и поклонников стоило проводить фестиваль. Я не говорю уже о чисто телевизионной части "Сполохов", которая требует внимательного анализа и осмысления. Но и здесь результаты налицо. Если на первый фестиваль мы взяли десять фильмов из десяти, имеющихся в наличии, то нынче на участие в третьих по счету "Сполохах" претендовало уже 50 телефильмов.
По мнению председателя жюри - актера и режиссера, художественного руководителя студии "Дебют" Бориса Токарева, в каждой из 12 конкурсных работ была своя "изюминка", свой неожиданный поворот, тематический или стилистический поиск. Тем не менее главный приз фестиваля жюри достаточно единодушно присудило популярному сериалу "Дальнобойщики" в постановке Юрия Кузьменко. Примечательно, что мнение профессионалов в данном случае совпало с мнением простых зрителей, поскольку "Дальнобойщики" всегда имеют высокий рейтинг, даже если показываются по пятому, десятому разу...
- Я убежден, - говорит член жюри, известный кинорежиссер Александр Митта, - что на телефестивале имеет право на самую высокую награду фильм, который не получит ее ни при каких обстоятельствах ни на каком другом фестивале мира. Ибо телевизионное, сериальное кино - это в первую очередь кино для народа. Эту тенденцию мы и старались поддержать своим решением, пусть оно кому-то и покажется небезупречным.
- Как вам кажется, куда движется телесериал?
- На мой взгляд, он движется в правильном направлении. Помню, всего каких-нибудь четыре года назад я тыкался с замыслом своей "Границы" по разным телекомпаниям и нигде не находил понимания. Тогда всем казалось, что можно кормиться бразильскими или мексиканскими объедками с огромного латиноамериканского стола. Нынче ситуация изменилась кардинальным образом - в возможности отечественного сериала поверили все. На телевидение приходит молодежь, не считают зазорным работать мастера из "большого" кино - я имею в виду Сергея Снежкина, с изяществом и юмором поставившего "Убойную силу-3", Елену Цыплакову, снявшую серьезный телероман "Семейные тайны", создателя "Нежности" и "Влюбленных" Эльера Ишмухамедова, дебютировавшего в телекино фильмом "Наследницы"... Ведь в так называемом большом кино за последние годы не произошло никакого сдвига, оно в лучшем случае топчется на месте, а телекино при всех своих огрехах, сбоях, вкусах, болезнях роста сделало огромный рывок вперед.
- С телесериалами определенно что-то происходит, - подключается к разговору известный кинодраматург, постоянный автор "Труда" Аркадий Инин. - Начинали, как водится, со страшилок, стрелялок, давилок, душилок, а сейчас появляются комедийные, мелодраматические, социально-психологические сериалы. Это расширяет жанровую палитру телевизионного кино. Опять же на телеэкране то тут, то там появляются замечательные актеры, которые раньше воротили нос (и правильно, между нами, делали) от сериалов. Нынче в лауреатах "Сполохов" оказались Александр Абдулов, Юрий Беляев, Евгения Добровольская, Оксана Мысина, Сергей Степанченко... Участие актеров такого класса, конечно же, повышает уровень телевизионного кино. Да и денег на него стало отпускаться больше. А это не замедлило сказаться на качестве фильмов.
- Сознайтесь, вы сами пишете сериал?
- К стыду своему, пишу. Вернее, уже написал. "Дом надежды" называется. Снимает его Евгений Леонов-Гладышев. Надеюсь, к следующему фестивалю фильм поспеет. Тогда и продолжим разговор...