Лозоплетение когда-то было обыденным занятием в российских деревнях. Из гибких ветвей плакучей ивы и ракиты мастерили кузова повозок, мебель, колыбели, кухонную утварь, корзины. В стране существовали специальные артели и мастерские по лозоплетению. Сегодня это древнее крестьянское ремесло почти забыто...
Супруги Людмила и Анатолий Клименко - жители подмосковного Пушкина. Лет двадцать назад они увлеклись плетением и оставили ради этого занятия свою основную профессию - инженеров-проектировщиков.
Сырье для работы супруги заготавливают своими руками. За прутьями отправляются осенью, когда листопад обнажает деревья. Ивняка, ракиты хватает и в России, но Клименко предпочитают привозить ветви из Полтавщины, где на песчаных склонах произрастает особая, бело-серебристая порода ракиты. Ее прутья словно созданы для мелкого плетения - необычно тонки, гибки и упруги, податливы.
Иву мастера используют для плетения более крупных вещей, требующих значительной прочности. Они срезают только молодые однолетние побеги с блестящей глянцевой поверхностью, хорошо расщепляющиеся вдоль волокон.
Модель, узор художникам подсказывает исключительно воображение. Ракитовый и ивовый ажур у Людмилы Николаевны получается более нежным, чем у Анатолия Ивановича, работа которого отличается строгим орнаментом. У супругов-мастеров есть общее правило: больше двух-трех похожих изделий они не производят - им не интересно. Приметливый глаз талантливых мастеров видит в ивовом и ракитовом пруте много возможностей для создания рисунка и формы. Необыкновенные ажурные короба, вазы, блюда, светильники, цветочные кашпо - от всего этого нельзя оторвать глаз... Не случайно они становятся экспонатами местных краеведческих и столичных музеев.