Такое мифотворчество в 1959 году разрушило государственное предприятие "Севкавгеология": разведчики недр обнаружили под Бешпагиром огромные промышленные залежи титана и циркония. И что же? Страна пошла в пляс от радости? Ничуть не бывало. В который раз подтвердилась знаменитая формула: "Земля наша богата, порядка только нет". Для бешпагирского "клондайка" она тоже верна - по сей день.
Тогда, в конце 50-х, к найденным сокровищам отнеслись, как говаривали противники Никиты Хрущева, "по-волюнтаристски" - пускай, мол, валяются себе дальше под ногами. Титан и цирконий и без того текут на заводы непрерывным потоком из Казахстана и Украины.
Вспомнили о "клондайке", когда припекло. То есть когда распался Союз и, чтобы производить на своих комбинатах названные "металлы XXI века", России пришлось отдавать уже по полтысячи долларов за тонну руды. К более рачительному отношению к сокровищам подтолкнули новых хозяев России и американцы, на которых лет десять назад у нас чуть ли не молились.
Дело было так. В начале 90-х Ставрополье "инспектировала" делегация деловых людей из США. И вдруг двое гостей из состава делегации - как испарились. Спустя некоторое время переполошившиеся хозяева обнаружили их в белых песках Бешпагира. Те, что называется, там землю носом рыли. Стало ясно: раз уж американцы, которые за здорово живешь в земле копаться не станут, положили глаз на "клондайк", есть резон поторапливаться с его освоением. Иначе, мол, при российской-то неразберихе, чего доброго, уплывут титан с цирконием в лапы ухватистых заокеанских "акул". Сразу вспомнили и то, что до 70 процентов того же титана приходится за огромные деньги закупать за рубежом и что, по уверениям геологов, бешпагирская руда при рациональной разработке будет иметь уникальные показатели извлечения металлов: титана - до 70, а циркония - аж до 85 процентов. Да к тому же месторождение рассчитано как минимум на сто лет интенсивнейшей разработки. Понятно, особую роль в повороте к Бешпагиру сыграли командиры военно-промышленного комплекса России: ведь титан - незаменимый конструкционнный материал для усовершенствования самолетов, ракет, кораблей. Достаточно вспомнить наши знаменитые подлодки с титановым корпусом, которым по сей день завидуют американцы. Или титановые бронежилеты, спасшие жизни многих наших бойцов в той же Чечне. Ну а цирконий незаменим на ядерных объектах, и, кроме того, нет лучшего материала при изготовлении хирургических инструментов.
Словом, решили: быть под Бешпагиром горно-обогатительному комбинату. Но - скоро только сказка сказывается. Дело же застопорилось. Даже несмотря на изнурительный титановый голод, испытываемый промышленностью, ибо эту руду нынче добывают лишь на Кольском полуострове глубоко под землей, так что себестоимость "металла XXI века" оказывается изрядной. И это - несмотря на то, что бешпагирское месторождение, не в пример кольскому, приспособлено для добычи руды открытым (карьерным) способом. Но местное население грудью встало против комбината, затраты на строительство которого с лихвой окупились бы всего за три года.
- Для начала степняки, окончательно обнищавшие в ходе "реформ" (к примеру, денег у бешпагирцев едва хватает лишь на галоши, другая обувь им не по карману), на сельском сходе затребовали у "Севкавгеологии" за шесть гектаров земли под опытный карьер 250 миллионов рублей. Один многомудрый стяжатель прямо так тогда и заявил "от имени народа": "Платите, господа, по 250 тысяч рублей на каждый из тысячи наших дворов - дешевле не позволим травить нас". Почему "травить"? Оказалось, чтобы выклянчить у геологов (читай - у государства) побольше денег, сельские "активисты" стали по всему краю распускать ужасные слухи: дескать, "радиация" на корню погубит все живое. Стяжателям подпела местная пресса, обрушившая на головы доверчивых читателей заголовки типа "Урановые рудники". Напрасно руководитель "Севкавгеологии" Владимир Шарафан убеждал бешпагирцев, что титан и цирконий отнюдь не принадлежат к разряду радиоактивных элементов, напрасно сотрудники МЧС демонстрировали показатели дозиметров, указывающих, что радиоактивный фонд белых песков не превышает 10 микрорентген в час, что в два с половиной раза ниже фона любой квартиры, где работает радио- и телеаппаратура. Селяне уперлись. Подыгрывали их настроениям и местные экологи - тянули под разными предлогами с экспертизой месторождения...
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда "проснулось" правительство Ставропольского края. Мало-помалу оно убедило бешпагирцев: недра, дескать, неотъемлемая собственность государства, платить за них оно никому не обязано и не будет. Кроме того, упрямым степнякам доходчиво разъяснили их прямую выгоду. Высокооплачиваемую работу получит как минимум тысяча бешпагирцев, доселе перебивавшихся с хлеба на квас, до 50 процентов налогов с будущего предприятия будет оставаться в родном Грачевском районе, что, в частности, позволит не только установить долгожданные светильники на непроглядно темных улицах того же Бешпагира, но и восстановить развалившееся здание школы, реанимировать больницу, где нет ни медикаментов, ни оборудования. В конце концов экологи успокоили паникеров - ставропольский госкомитет по охране окружающей среды недавно завершил экологическую экспертизу.
Так что дело осталось за малым: получить необходимые инвестиции, чтобы поскорее начать карьерную разработку "клондайка", а затем без проволочек построить комбинат. И лежащие под спудом сокровища оживут, для людей и для России. Благо рядом есть разветвленная сеть шоссейных дорог, неподалеку проходит Северо-Кавказская железная дорога. Драгоценная руда, а позднее - титан и цирконий потекут на заводы Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. И никто не станет тогда изобличать бешпагирцев, уподобляя их собаке на сене: сидят, дескать, на сокровищах, но сами их не берут и другим не дают.