Зачем сегодня вообще нужна школа? Пока ответ не найден, все остальные реформы школьного образования бессмысленны
Премьер-министр Михаил Мишустин озаботился тем, чтобы облегчить жизнь школьным выпускникам 2021 года. После пандемических тревог, локдаунов и дистантов ЕГЭ и ОГЭ пройдут в облегченном формате. Тем, кто не собирается после школы продолжать образование, фактически надо будет лишь продемонстрировать умение читать и считать.
В этом году, для того чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании после девяти классов, достаточно сдать ГИА по двум предметам: русскому языку и математике. А после 11-го класса, если нет намерения поступать в вуз, можно вместо ЕГЭ сдать ГВЭ — государственный выпускной экзамен — опять же по русскому и математике. Или один ЕГЭ по русскому. Этого будет достаточно, чтобы получить аттестат.
И только для тех, кто намерен поступать в вузы, все остается по-прежнему: два обязательных экзамена и несколько по выбору. Основное «упрощение» состоит в том, что выпускникам дадут больше времени, чтобы определиться с форматом итоговых испытаний. Написать заявление или изменить свое решение можно будет вплоть до даты за две недели до первого экзамена основного периода.
Без сюрпризов, конечно, не обошлось. За несколько месяцев до начала аттестационного периода стало известно, что в этом году экзамен по русскому языку будет проходить в новом формате. Это означает, что выпускники, потратившие время (и деньги на репетиторов), чтобы научиться решать тесты и писать сочинения по рекомендованной форме, не успевают ни освоить методички, ни срочно переучиться.
Внезапные реформы дамокловым мечом висят над старшеклассниками и их родителями. Изменения анонсируются масштабные, реформы проводятся внезапно, а их подготовка оставляет желать лучшего.
Так, на днях первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко объявил, что ведомство вдвое сокращает перечень профессий и специальностей в колледжах. Какие-то программы среднего образования попросту упразднят, другие объединят со смежными. Но какие? Почему? На основании каких исследований? Молчит замминистра, не дает ответа.
Или вот. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко объявила, что будет добиваться перевода российских школьников на пятидневку — чтобы дети больше времени проводили на улице и с родителями. Как это можно сделать при нынешнем объеме учебной программы, количестве часов и предметов? Как насчет того, что в школах не хватает учителей и классов? Что дети учатся в три смены? Что в 3000 российских школ нет туалетов? А в 2200 тысячи школ нет условий, чтобы накормить детей. Но если в Совфеде решили, что дети должны больше времени проводить с родителями, решение будет продавлено.
Да, если подходить вдумчиво и без шапкозакидательства, то можно и учебную программу сократить, и нагрузку на школьников снизить, и упростить жизнь и детям, и учителям, и родителям. Только для этого нужно не закон о переходе на пятидневку издавать, а думать.
Вот, например, сто раз было сказано, что обучение должно быть комплексным. Что если по истории класс проходит, допустим, Древнюю Русь, то по литературе стоило бы в это время изучать памятники древнерусской письменности, а по географии — то, как менялся природный ландшафт Европы, что из себя представляют Среднерусская и Смоленско-Московская возвышенности, как их особенности диктовали развитие экономики. А по обществоведению самое время будет поговорить о феодализме и вечевой демократии...
Сейчас же школьная программа ходит кругами, и ни на чем не останавливается подробно, и не учит проводить аналогий, сопоставлять процессы. Кто, например, после школьных уроков задумывался о том, что Иван Грозный был современником Анны Болейн, а Реформация возникла в то самое время, когда существовала опричнина?
А зачем требовать от первоклашек отступать две клеточки вниз, четыре справа? Вы знаете, что ребенку, который верно решил пример, но вписал ответ не в ту строку, ставят тройку? Вы в курсе, что на запросы родителей Минпросвещения отвечает, что «в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы», но «на данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС», то есть каждый учитель вправе требовать свое количество клеточек, произвольно? Но зачем это все в мире, где никто больше не пишет от руки?
Соцопросы показывают, что 70% старшеклассников считают абсолютно бесполезным и ненужным предмет ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности. Потому что зубрить типы огнетушителей скучно и бессмысленно. А тому, как безопасно для себя взять кредит, как не попасться телефонным мошенникам, как добиться всего, что полагается по территориальной программе ОМС, в школе все равно не учат.
Убрать из программы предмет «технология» предлагают около 60% школьников. И их можно понять: кому на самом деле интересно, как вертеть на фломастерах мэрцишоры и мастерить табуретки? Сегодня в YouTube можно найти мастер-класс на любую тему — от консервирования огурцов до строительства каркасно-щитового дома с нуля. Приложив минимальное усилие, можно найти объяснение на любой вкус, получить консультацию эксперта любого уровня, пообщаться с сотнями людей, столкнувшихся с аналогичной проблемой. Как трудовик может с этим конкурировать?
Как вообще могут учителя конкурировать с тем, что сейчас — бесплатно, в миллионах вариантов — предлагает интернет? Кому интересен школьный учебник, где говорится, что в Индии существуют четыре касты (неправда), если есть тревел-блоги, с помощью которых можно погрузиться в тонкости джати и буквально своими глазами увидеть, как живут в Индии люди самого разного происхождения.
А зачем тогда сегодня вообще нужна школа? Вот на этот вопрос надо искать ответ. И пока он не найден, все остальные реформы бессмысленны.