Главная Культура 00:05 12 Марта 2021 11355
Григорий Гладков: Все мы бродячие артисты

Автор бессмертного хита про ворону рассказал о третьем сезоне проекта «Ну-ка, все вместе!» и не только

Александр Славуцкий
Григорию Гладкову некогда скучать ни на шоу «Ну-ка, все вместе!», ни где-либо еще. Фото предоставлено пресс-службой ВГТРК

На телеканале «Россия» стартовал третий сезон проекта «Ну-ка, все вместе!». Молодых конкурсантов и публику вновь, как и предыдущие два сезона, встретили ведущий Николай Басков, председатель жюри Сергей Лазарев — и, конечно, само это жюри, совершенно уникальное: в него входят 100 человек! Да не случайных, а весьма авторитетных на ТВ лиц. С особой радостью я заметил в звездной компании замечательного композитора и барда Григория Гладкова, автора бессмертного хита про ворону.

— Григорий Васильевич, поделитесь, каким образом попали в эту компанию?

— Самым естественным: все-таки я член трех творческих союзов — композиторов, кинематографистов, театральных деятелей. Неоднократно участвовал в жюри самых разных детских и взрослых конкурсов. А меня эта программа заинтересовала уникальной идей. Сразу же решается главный вопрос подобных конкурсов, связанный с доверием зрителей и исполнителей к судейству, — 100 человек невозможно ни подговорить, ни подкупить. В этой сотне представители разных жанров, вкусов, возрастов, поэтому они способны объективно оценить любую музыку. А когда жюри дружно встает и начинает подпевать конкурсанту, возникает просто невероятное ощущение, которое, уверен, передается телезрителям. Мне оно напоминает детство, когда родители, собрав в праздник гостей, пели вместе.

— Но для тех, кто привык к сцене, не скучновато ли подпевать?

— Скуки не чувствовал ни секунды. И формат, и дух программы таковы, что тянет и подпевать, и подтанцовывать. Я прихожу на съемки с губной гармошкой и подыгрываю выступающим. Огромная радость — работать в команде, которая прекрасно все организовала, обеспечила замечательную картинку, свет, звук. Отобрала из тысяч претендентов несколько сотен лучших. Должен признать, что не разделяю распространенного пессимизма насчет нашей сегодняшней эстрады. Никакого угасания талантов я не наблюдаю. Наоборот, появляются новые имена и целые направления. Природная тяга русского человека к песне, подмеченная еще Гоголем, никуда не делась.

— Новые имена, говорите? Но если взять новогодние «Огоньки», там их вряд ли разглядишь — все те же проверенные десятилетиями лица. Чужих сюда не пускают.

— «Огоньки» я не смотрю. В этот Новый год включил Russian Travel Guide — телеканал о путешествиях по России — и получил огромное удовольствие. А что, «Огоньки» — единственный путь к успеху? Это раньше так было, когда телекнопок — одна-две, и обчелся. А теперь есть интернет, YouTube, десятки спутниковых компаний.

— Что скажете о программе «Голос. Дети»?

— Я ее смотрел совсем немного, и желания знакомиться ближе, если честно, не возникло. Музыка так разнообразна, а эта программа имеет удивительно узкую направленность — исключительно на эстрадную попсу, еще и сделанную по-быстрому. Особенно мне не понравилось, когда мальчишек и девчонок пытаются превратить во взрослых. У детей свой внутренний мир, от которого и должны отталкиваться те, кто сочиняет для них.

— И где же брать такой репертуар?

— Да только оглянитесь по сторонам. Бывает, молодые мамы сочиняют для своих детей такие чудесные вещи, что продюсеры телеканалов локти себе должны кусать: Я советник генерального продюсера по вещанию «Детского радио» холдинга «Газпром-медиа» — там тоже звучит много новых хороших песен. Это во времена моей молодости на весь СССР были только три студии многоканальной записи — в Москве, Ленинграде и Киеве, а сейчас компьютерные программы позволяют делать отличные фонограммы у себя дома. Были бы только талант и упорство. Да послушайте хотя бы ту 101 интернет-радиостанцию, что вещают в нашем холдинге. Там и у меня есть канал, где круглосуточно звучат мои песни, сказки с моей музыкой...

— Наверняка среди них знаменитая «Пластилиновая ворона», слова к которой написал Эдуард Успенский? Кстати, как обстоят дела с творческой сменой?

— Когда захожу в книжные магазины, поражаюсь: сколько красивых изданий! А как член жюри премии имени Эдуарда Успенского, имеющий также возможность следить за премией имени Сергея Михалкова, утверждаю: появляются потрясающие новые авторы. Кстати, я сам лауреат премии имени Корнея Чуковского за цикл песен на стихи Александра Кушнера. Вас удивляет, что Кушнер попал в детские поэты? А он им является очень давно: вспомните, ведь и мультфильм «Пластилиновая ворона» начинается с «Песни о картинах» на его стихи.

— Александр Кушнер — поэт петербургский...

— Я несколько лет жил в Ленинграде, там прошла моя юность и впервые случились многие важные для творчества вещи: записана первая пластинка, создана первая программа для оркестра, музыка к спектаклю: Петербургская культурная традиция во многом сформировала меня. Что впрямую отражено в альбоме «Прогулки по Петербургу» из песен на стихи Кушнера, Бродского и других поэтов. Сейчас я все эти вещи переписал в очень хорошем современном качестве, используя, в традициях романса и шансона, две гитары и контрабас. Записывал не спеша, несколько лет, не привлекая спонсоров. Теперь мечтаю найти режиссера, который бы снял по этому материалу музыкальный фильм.

— И это, насколько знаю, не единственный диск, появившийся у вас в последнее время.

— Не так давно я выпустил альбом романсов, которые люблю с детства. Один американский продюсер сказал мне, что романсы — настоящее русское чудо, сотканное не только из слов, но и из пауз между словами. Правда, сегодня романсы редко звучат в аутентичном виде, поскольку почти полностью ушла в небытие русская семиструнная гитара, все перешли на интернациональную шестиструнку. Но надеюсь, в будущем традиция вернется. Не исчезло ведь семиструнное банджо, которое, кстати, настраивается так же, как наша семиструнная гитара.

— Слышу, в вас заговорил большой специалист по кантри-музыке.

— Это хобби еще с детства. Летние каникулы я проводил в деревне, которая представлялась мне настоящим раем: сенокос, рыбалка, друзья, знакомый сельский учитель математики — человек, никогда не куривший и не пивший, зато имевший великолепную библиотеку. Мы вместе слушали голоса птиц, и именно тогда я начал сочинять музыку. Но когда возвращался с каникул, обижало насмешливое отношение горожан к деревне. И вдруг я узнал, что в Америке существует такая же сельская музыка, песни о ковбоях в шляпах, что-то вроде наших частушек и все такое. Увлекся этой музыкой и люблю до сих пор.

— И на банджо играете?

— Не так хорошо, как на гитаре: банджо — инструмент сложный, требующий интенсивных занятий. Но иногда записываю на нем партии для ансамбля. Так же как на балалайке, флейте, гармошке, ударных...

— Ого, вы мультиинструменталист?

— Да, если еще добавить сюда и компьютер, с помощью которого это все потом сводится. Всего я записал около 100 дисков, даже попал в Книгу рекордов России по количеству альбомов с песнями для детей. Счастлив, что не только сочинял, но и записывал, а это гораздо сложнее, чем поэту выпустить книгу. Надо сделать аранжировку, собрать музыкантов в студии, оплатить эту работу. И музыканты, студии, звукорежиссеры у меня были не какие-нибудь, а лучшие в Москве и Питере.

— А из концертов какой приходит на память как особенно удачный?

— Наверное, вы ждете, что я назову пафосный зал вроде Кремлевского? Нет, для бродячего артиста настоящий концерт — это чаще импровизированное выступление. Памятны концерты, которые мы давали на БАМе. Или в Беслане через полгода после случившейся там трагедии. Вместе с редакцией программы «Спокойной ночи, малыши!» поехали выступать перед ребятами, пережившими теракт. Видели бы вы их глаза...

Очень дорожу выступлениями в детских больницах в рамках проекта «Добрый шаг», придуманного и организованного журналистом Егором Яковлевым. Для меня это уже традиция: когда приезжаю куда-нибудь на гастроли, обязательно договариваюсь и о выступлении в местной детской больнице. Вы не представляете себе, какая от таких концертов бывает эмоциональная отдача! Когда вижу в детских глазах радость и благодарность — вот настоящее счастье.

— Вы относите себя к «бродячим артистам»?

— И не только я. А кто такие гастролеры, как не бродяги? В пандемию я, можно сказать, перевел дух. Много лет я работал в жестком графике: несколько перелетов в месяц, а тут все остановилось. Зато появилась возможность давать онлайн-концерты. Несколько дней назад я получил благодарность «За работу во время пандемии», подписанную президентом России.

— Что еще в жизни увлекает помимо музыки?

— Люблю строить. Построил уже несколько деревянных домов от фундамента до крыши. Теперь с таким же удовольствием по мере необходимости занимаюсь их ремонтом. Увлекают прогулки — Юрий Нагибин недаром утверждал, что творчество рождается из общения с природой.

— Вы грибник или рыбак?

— Ни то ни другое. Люблю природу, которая просто за то, что ты пришел без злых намерений, дарит тебе громадную радость и успокоение.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6193
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4792
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...