Барабан гремит и шепчет…

Таллинский фестиваль Orient обзаведется концертами японских барабанщиков в Петербурге и Москве

Фестивалю Orient четверть века и, как следует из названия, в его программах – восточная (ориентальная) музыка. За 25 лет на «Ориенте» побывало невероятное количество исполнителей самого высокого класса, среди которых тувинский ансамбль «Хуун-Хуур-Ту», Рави Шанкар и Анушка Шанкар, Харипрасад Чаурасия, Севара Назархан, Дживан Гаспарян, Алим Гасымов…

Вообще-то фестиваль базируется в Таллине, так что петербургский и московский его концерты (29 марта – Большой концертный зал Октябрьский, 31 марта – Crocus City Hall) – редкая для нас возможность услышать уникальных музыкантов.

В России выступит ансамбль японских барабанщиков Kodo с новым шоу Evolution. По словам его создателей, здесь все стопроцентно продумано и определено, это масштабная композиция без признаков импровизации.

Kodo – очень востребованный коллектив, выступавший на всех континентах, причем на самых престижных площадках – от афинского Акрополя до лондонского «Альберт-холла», а его международный дебют состоялся еще в 1981-м на Берлинском фестивале искусств. У нас ансамбль не впервые – приезжал в 2010 году и имел оглушительный успех.

Коллектив базируется в южной части острова Садо, на побережье Японского моря. Здесь располагается Kodo Village – это репетиционный зал, мастерская и офисы. Некоторые молодые члены ансамбля живут там же в общежитии; остальные – в своих собственных домах на острове.

В группе около 60 человек, играющих на разнокалиберных барабанах тайко (иногда – и на традиционных бамбуковых флейтах). Причем самый большой из барабанов – О-daiko – вполне может не вписаться в дверной проем зала. Вот какую историю рассказал арт-директор «Ориента», композитор и знаток восточной культуры Петер Вяхи:

«В прошлый раз в Таллине ансамбль Kodo выступал в зале «Эстония». Это академический филармонический зал, которому более ста лет. Дверной проем на сцену – 152 сантиметра. А диаметр самого большого японского барабана О-daiko –153 см. В концертном зале только что был сделан ремонт, и директор не согласился ломать дверь (тем более что здание – объект культурного наследия). Так что этот эффектный барабан тогда не смог поучаствовать в шоу…»

Но теперь О-daiko обязательно прибудет в Таллин, а затем в Петербург и Москву, все объемы уже просчитаны.

По-японски Kodo – «сердцебиение». На мой вопрос, меняется ли ритм сердца во время игры на барабанах, один из солистов ответил так:«Сердцебиение исполнителя меняется в зависимости от пьесы, которую он играет. Ведь мы – дети барабанов, и это второй, дополнительный смысл названия нашего ансамбля». Нередко выступления Kodo выглядят как мужские силовые шоу (тайко с незапамятных времен звучали громко и резонансно), но бывают и тихие, почти медитативные пьесы. В Monochrome для достижения динамики на грани слышимости музыканты пользуются барабанными палочками, максимально суженными к концу.

Композиции Kodo связаны с древними религиозными ритуалами Страны восходящего Солнца, с ритмами японских барабанов тайко. Основные принципы остаются неизменными, но музыка ансамбля – это и современные привнесения, переосмысление древних традиций с точки зрения XXI века. Причем выражается это не только в самой музыке, но и в конструкции барабанов, в оригинальной нотации.

Есть авторские пьесы: та же Monochrome, например, написана нашим современником, композитором Маки Ишии, а Kei-Kei (что означает «Пронзительный блеск пристальноговзгляда») сочинил один из музыкантов Kodo Юта Сумиёши. У директора постановки Тамасабуро Бандо даже была идея аранжировать Kei-Kei в духе джаза…

В ансамбле Kodo немало новоизобретенных, оригинальных тайко. Композиция Ayaori («Саржевое плетение») исполняется тремя барабанщиками, играющими на усовершенствованных двусторонних барабанах, созданных музыкантом Kodo Масаюки Сакамото в альянсе с известным японским мастером тайко Асано Тайко. Особенность в том, что мембраны поддаются перестройке и тоны каждой из двух сторон настраиваются по-разному. Барабаны тайко получили такую возможность впервые. К тому же барабанщики пользуются различными палочками, что еще больше разнообразит и детализирует общее ритмическое «плетение».

В другой композиции, Kusawake, музыканты играют на shime-jishi daiko – тоже недавно изобретенном в недрах ансамбля барабане с пронзительным обостренным звучанием (играют на нем, в том числе, бамбуковыми палочками).

Но, пожалуй, самая инновационная пьеса – Color, где вместо барабанных палочек исполнители используют миниатюрные колокольчики, закрепленные на куске ткани.

Evolution – это именно шоу, постановка здесь имеет не меньшее значение, чем музыка. Одна из наиболее эффектных в этом смысле пьес – Akeno Myojo («Венера на утреннем небе»), которая исполняется в темноте, но у каждого исполнителя над головой светит фонарь, закрепленный на изогнутом держателе. Мало того, что музыканты ансамбля играют на барабанах, они и поют, и танцуют, а еще регулируют свет фонарей с помощью специальных ручных переключателей.

Идея проекта Evolution достигает кульминации в композиции Rasen («Спираль»). Исполнители обещают создать «вращающийся вихрь энергии, который накрывает всю аудиторию» (более точных описаний, как это будет происходить в реальности, пока нет). К тому же символ спирали показывает связь настоящего этапа в истории ансамбля с его прошлым и открывающейся перспективой будущего.Да и вся программа Evolution представляет творческую эволюцию Kodo более чем за 35 лет.

Несколько слов о суперзвездном участнике фестиваля Orient – лауреате премий «Грэмми» и «Золотой глобус» японце Китаро (настоящее имя – Такахаси Масанори). Правда, в отличие от ансамбля Kodo, его можно будет услышать только в Таллине (Nordea Concert Hall,9 апреля). В переводе с японского «китаро» – «человек любви и радости». Арт-директор «Ориента» Петер Вяхи считает, что эта фигура такого же масштаба, как француз Жан-Мишель Жарр или грек Вангелис.

Китаро играет на синтезаторах, электрогитаре, национальных японских флейтах, барабанах тайко. Звучание традиционных инструментов подается в «электрическом соусе», причем барабаны тайко здесь, в отличие от ансамбля Kodo, – сопровождающие.

«Меня вдохновляет природа, – говорит Китаро. – В горах, на побережье я впитываю в себя звуки ветра, замерзающей воды… Одни мои мелодии – это облака, другие – вода. Иногда, если долго вслушиваешься в звуки падающих капель, можно уловить низкочастотные колебания».

Китаро участвует в концертах-церемониях полнолуния, которые проводятся ежегодно в конце августа, недалеко от его фирмы в американском штате Колорадо. Церемония длится всю ночь, около 11-ти часов. Все это время Китаро, стоя на коленях, играет на барабанах тайко. Бывает, он стирает руки до крови, но продолжает играть.

Китаро записал больше полусотни альбомов, создал музыку для масштабных представлений вроде Impression West Lake (Китай), много гастролировал по всему миру, сотрудничал с группами Yes и Megadeth… Американские критики определили его в категорию «нью-эйдж», где он успешно пребывает по сей день. В Таллине он покажет свою новую программу Kojiki and the Universe в духе этно-кроссовера, объединяющего электронную и инструментальную традиционную японскую музыку. В этом грандиозном музыкально-световом шоу задействовано множествомузыкантов его команды и технических специалистов.

В этом году Orient пройдет на пересечении направлений и искусств. И это придает его программе особую увлекательность.

Календарь событий

21 марта 2018, 17.00, Nordea Concert Hall, Таллин – мастер-класс Eiichi Saito (ансамбль Kodo)

22 марта 2018, 19.00,Nordea Concert Hall, Таллин – шоу японских барабанщиков (ансамбль Kodo, проект Evolution)

29 марта 2018, 19.00, Большой концертный зал Октябрьский, Санкт-Петербург – шоу японских барабанщиков (ансамбль Kodo, проект Evolution)

31 марта 2018, 19.00, Crocus City Hall, Москва – шоу японских барабанщиков (ансамбль Kodo, проект Evolution)

9 апреля 2018, 19.00, Nordea Concert Hall, Таллин – этно-кроссовер (Kitaro, проект Kojiki and the Universe).