Главная Культура 18:35 12 Марта 2015 3006
Гамлета убили Полонием

На сцене Большого длинно пересказали краткое содержание великой трагедии

Сергей Бирюков

В Большом театре поставили балет «Гамлет». Спектакль ожидаемый: знаменитая пара Раду Поклитару – Деклан Донеллан (хореограф – режиссер) памятна балетом «Ромео и Джульетта», принесшим на сцену Большого театра непривычное для начала 2000-х прочтение классики. Да и потом обоим постановщикам везло на овации в России: британец Донеллан стал у нас чуть ли не главным специалистом по Шекспиру, а киевский молдаванин Поклитару дорос до главного хореографа Олимпийских игр в Сочи. Но нынешняя работа, как показалось, не перерастает рамок обычного коммерческого дайджест-шоу.

Сперва об удачах. Их, в основном, две: Шекспир рассказал замечательную историю, которая более четырех столетий будоражит глубиной страстей и загадок. Вторая: Шостакович написал гениальную музыку, по силе ничуть не уступающую пьесам Шекспира.

Идея соединить два великих «Ш» – отличная и вполне естественная: композитор не только соразмерен драматургу по масштабу мыслей и накалу эмоций, но и явно тяготел к нему, сочинив аж трех «Гамлетов» – музыку к двум спектаклям Григория Козинцева и к его же знаменитому фильму.

Постановщики могли сделать нарезку из всех этих трех «датских принцев», и, наверное, не прогадали бы – но они предпочли более рискованный путь: взяли целиком (точно, почти целиком) две симфонии из числа вершинных у Шостаковича: Пятую и Пятнадцатую (без первой части).

Рискован этот путь потому, что художественная цельность, созданная великим творцом, почти ОБЯЗАТЕЛЬНО окажется неизмеримо сильнее ее адаптации современным «переводчиком» на язык другого искусства. Симфония перетянет ее балетную интерпретацию по всем статьям. А где возникнут нестыковки – будет неправ постановщик. Потому что за свою логику Шостакович уже ответил перед Богом и перед вечностью. В свое время в эту же ловушку попался Борис Эйфман, попытавшись приложить сюжет «Идиота» Достоевского к Шестой симфонии Чайковского. Симфония от этого не пострадала, а вот балет выглядел платьем, скроенным не по фигуре и натужно на нее натянутым.

Правда, в «Гамлете» поначалу вроде бы действие и музыкальный ряд более-менее совпадают. Вступительные «бахизмы» Пятой симфонии – и вырванное из черноты прожектором лицо главного героя… Лирическая тема струнных – и семейная идиллия Гамлета-ребенка в отцовском доме, выдержанная в колорите Чехова (присочиненный постановщиками пролог). Гротескный марш из разработки первой части – и козни Клавдия (напыщенно-вертлявый персонаж в генеральском мундире), набег санитаров на старшего Гамлета (намек на нацистских врачей-убийц или советских психиатров-карателей?). Скерцо-лендлер второй части – и нарочито-чинный бал. Мистико-трагическая третья часть – и явление сыну призрака отца таким, каким он умер, в больничной пижаме. Стремительное начало финала – и интермедия «Мышеловка» (здесь – любительский фильм-фарс, снятый Гамлетом и показываемый им «ради потехи» дворцовой публики во главе с Клавдием).

Но постепенно нестыковок все больше. Гамлет, сумасшедшее кривляющийся перед строем Клавдиевых офицеров – под сокровенно поющие свои тихие таинственные песни деревянные духовые третьей части? Убийство Полония, этой «крысы», по словам Гамлета – под могучее торжество финальных фанфар Пятой симфонии?! Это же так мелко! И совершенно убивает связь между балетной драмой и музыкой, которую, к тому же, хорошему дирижеру Игорю Дронову пришлось изрядно сжать во времени – не за счет нот, а за счет живеньких темпов, чтобы ногам танцовщиков было не так скучно.

По идее конец великой симфонии должен был бы означать и конец сюжета. Но прошла только его половина! И понадобилось еще одно действие, а для него – еще одна симфония, Пятнадцатая. На сей раз обезглавленная – без первой части. Ну ладно, и в трех последующих частях Шостаковичем столько сказано о человеке и судьбе, о холоде смерти и о равнодушной улыбке космоса, которому такие мелкие песчинки, как человеческие жизни, просто не заметны… Но чем космичнее взлетает музыка, тем приземленнее становится пересказ постановщиками хрестоматийного сюжета. Да, периодически открывающаяся в условной декорации-заднике ослепительная пустота, куда уходят умершие персонажи, – это элемент мистики, но такой дежурный! Образ шута-судьбы (в программке это тот самый «бедный Йорик»), сперва развлекающей ребенка-Гамлета пестрым зонтиком, а в конце этим же зонтиком символически его и закалывающей, настолько не обязателен! Да и в целом хореографическому языку Поклитару, не лишенному своеобразной хулиганской милоты, не хватает энергии на большой двухактный спектакль. Раду – словно подросток, стебающийся над трагедией, чтобы подавить этим стебом слезы. Однако сколько ж можно стебаться? Если поначалу зритель еще оценивает этот занятный волапюк из балетных движений и нарочито повседневных жестов (интересен, например, дуэт Гамлета и Офелии, где она искренна, а он насмешлив), то в конце концов в местах, где надо бы плакать (например, безумие Офелии, демонстративно «списанное» Поклитару из классической «Жизели»), публика начинает уже похихикивать над неуклюжими дерганьями актрисы.

Главное же недоумение: зачем было все это затевать? За трактовку шедевра, уже пересказанного до тебя тысячи раз, стоит браться, только если ты можешь внести в него свои важные обертоны. Как сделал это, например, Коляда-театр из Екатеринбурга: его недавно показанный в Москве «Гамлет» ВЕСЬ выдержан в духе балагана и ВЕСЬ воспринимается как огромная «Мышеловка», обращенная уже не к Клавдию, а к залу, ко всем нам, среди которых есть свои Гамлеты, Клавдии, Офелии… Существенно новый оттенок смысла! Но то, что мы увидели теперь в Большом, мне кажется, никак не тянет на большее, чем длинный пересказ краткого содержания великой трагедии. Этакие балетные комиксы по классике.

А впрочем, премьерный зал Новой сцены Большого был заполнен, и аплодисменты оказались достаточно горячими. Несколько раз вызывали и Дениса Савина (Гамлет), и Анастасию Сташкевич (Офелия), и Игоря Цвирко (Лаэрт), и Юрия Клевцова с Анной Балуковой (Клавдий и Гертруда), и Александра Петухова (Полоний)… Правда, публика, по крайней мере рядом с автором этих строк, не производила впечатление традиционно балетной: некоторые дамы в бриллиантах и кавалеры в дорогих костюмах позволяли себе даже разговоры во время действия по мобильному телефону. Может, представители спонсорских бизнес-структур? Зато и хлопали они в конце активнее всего. Что тоже можно понять, если это их капиталовложение. Да и историю им рассказали занятную, а возможно, и новую (если люди не умеют вести себя в театре, где гарантия, что они читали «Гамлета»?). Вот у такой публики спектакль, похоже, будет иметь успех.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9433
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?