Может ли комментатор отправить тренера в отставку?

Насколько правомочны такие заявления для журналиста в прямом эфире федерального канала?

Комментатор телеканала «Россия 2» Дмитрий Губерниев во время женской эстафетной гонки, где наша сборная заняла лишь 6-е место, выступил с резкой критикой наставника сборной России Вольфганга Пихлера и даже потребовал его отставки. Насколько правомочны такие заявления для журналиста в прямом эфире федерального канала? Этот вопрос мы задали экспертам.

Галина Куклева, олимпийская чемпионка

— Не знаю, как я сама бы вела себя в комментаторской кабине в подобной ситуации. Но лично у меня создается ощущение, что Пихлера специально в Россию заслали конкуренты, чтобы ослабить нам вид спорта, в котором мы всегда были мировыми лидерами. Так что Диму Губерниева понять можно. Во-первых, он не только журналист, но и горячий болельщик. Он давно комментирует биатлон, и у него очень сильно наболело на душе от всего этого безобразия, которое происходит в женской сборной.

С другой стороны, Прохоров и Кущенко тоже не являются профессионалами в биатлоне, но тем не менее многое в нашем виде спорта зависит именно от них. А российские спортсмены и тренеры давно бьют тревогу по поводу ситуации в женской сборной. И все безрезультатно. От того, что не удается достучаться, возникает чувство бессилия. И руки опускаются. Остается только кричать — так, как это делает Губерниев.

Николай Круглов, чемпион мира, олимпийский призер

— То, что говорил Дмитрий Губерниев, позволительно говорить у себя на кухне, но не в прямом эфире одного из главных каналов государственного телевидения. Таким образом, его личную точку зрения миллионы телезрителей могут воспринимать и даже уже воспринимают как официальную, государственную. Хотя на самом деле ситуация обстоит по-иному. Прежде чем делать такие выводы и озвучивать их на всю страну, надо узнать мнение тех людей, которые знают все нюансы и все условия, в которых проходит работа нашей женской сборной. Пока такие выводы не сделали специалисты из Минспорта и Союза биатлонистов, подобные реплики со стороны журналистов явно преждевременны. Особенно если они делаются в такой резкой форме.

Александр Привалов, самый успешный тренер в истории биатлона

— Если рассматривать инцидент с точки зрения начальства Дмитрия Губерниева, то можно только предполагать, считает ли оно допустимым подобное поведение своего журналиста в эфире. Может быть, для какого-то начинающего журналиста такие высказывания недопустимы. А Губерниев завоевал себе немалый авторитет. Лично я в кругу друзей о Пихлере говорю примерно то же самое, что сказал Дима в эфире. По изложенной Губерниевым сути проблемы я полностью с ним солидарен. Но насколько допустимо говорить такие слова в прямом эфире на одном из ведущих государственных каналов? Подобные вопросы пусть решают профессионалы не из сферы спорта, а именно от телевидения. В оправдание Губерниева я скажу, что терпение лопнуло у многих людей, болеющих за российский биатлон. И лопнуло уже давно.

Василий Уткин, спортивный комментатор

— Может ли комментатор в открытую призывать тренера к отставке? Никаких профессиональных норм по этому вопросу нет. Комментатор действует на свое усмотрение, на свой страх и риск. Мера ответственности заключается лишь в том, что его слова потом будут обсуждать и, возможно, он поплатится за них симпатиями болельщиков. В положении Губерниева легче всего ограничиться эмоциями и грозной риторикой. Он как биатлонный комментатор должен быть глубоко погружен в тему и предлагать болельщикам не лозунги, а аргументы, разъяснять ситуацию. Биатлон — циклический вид спорта, сторонний зритель не очень понимает его кухню, и комментатор должен выступать компетентным посредником. Иначе доверия к себе не вызовешь.