Первое предложение открыть duty-free на железных дорогах поступило еще в прошлом году. Правительство идею одобрило, но сразу встал вопрос, как ее осуществить. Ведь, в отличие от аэропортов, на вокзалах четкого разграничения зон для внутренних и международных рейсов нет. Заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте (БОРТ) Юлия Мещерякова тогда сразу отметила: «Главный вопрос: как РЖД организует контроль на промежуточных станциях и проследит, чтобы покупатели товаров duty-free не сошли на российской границе? Для этого необходимо организовать систему, позволяющую сканировать билеты пассажиров на предмет маршрута следования».
Серьезной «перепланировке» придется подвергнуть в первую очередь сами вокзалы. Организовать систему так, чтобы международная и внутренняя зоны были разделены, а прошедший досмотр пассажир не смог вернуться обратно, будет хлопотно как по времени, так и по деньгам.
Но Россия не была б Россией, если бы выход уже не нашелся. Первый duty-free появится прямо в вагоне поезда, он будет напоминать тележку с беспошлинными товарами на бортах международных рейсов. Где, кстати, можно вполне прилично поживиться. «Столичный экспресс», следующий от Москвы до Киева, будет оснащен специальным вагоном, где пассажиры смогут приобрести стандартный набор: спиртное, парфюмерию и косметику, ювелирные украшения. Старт эксперимента намечен на конец мая. По словам представителей РЖД, по его итогам станет ясно, насколько востребована услуга и какие средства понадобятся для реализации ее в масштабах международных вокзалов.
Теперь, когда понятно, как это будет работать, возникает следующий вопрос: зачем? Конечно, лишняя прибыль РЖД не помешает. Но дебошира Кабалова ловили без малого два месяца после его выходки на борту самолета. А тут путешественников чуть ли не провоцируют закупаться алкоголем по дешевке прямо в поезде. Так и вагоны-рестораны станут не нужны.