14 марта на этапе Формулы 1 в Бахрейне состоится дебют россиянина Виталия Петрова в этой самой престижной разновидности автомобильных гонок. Последние две недели подготовки накануне старта сезона являются очень ответственными и напряженными даже для таких признанных асов, как Михаэль Шумахер, Маркус Уэббер, Фелипе Масса. Так что и новичка Петрова его команда максимально постаралась на это время изолировать от контакта с болельщиками и журналистами.
Подробно поговорить «за жизнь» с Виталием корреспонденту «Труда» удалось только 23 февраля по окончанию московских автомобильных Гонок Звезд «За рулем», где, кстати, российскому новобранцу Формулы 1 удалось опередить не только лучших российских специалистов зимних ралли, но и чемпионов международного уровня — Дэвида Култхарда и Фирдоуза Карирова.
— Виталий. как вам сегодня гонялось по снежной трассе?
— Мне не удалось, как многим участникам гонки Звезд «За рулем», целенаправленно подготовиться к подобных погодных условиях. На бетоне и на снегу ощущения по управлению автомобилем совсем разные. И чем больше готовишься в специфических условиях, тем лучше для будущего результата. Я на снегу и на льду готовился мало, но
Если бы я, как
— Правда, что вы в юности рассчитывали больше достичь успехов в ралли, чем в Формуле 1?
— Да, мне нравилось гонять на таких автомобилях, как «Субару», по бездорожью. Я занимался
— Вас часто останавливают гаишники?
— Довольно часто, причем за границей даже чаще, чем в России. Но не
— Если отбирать среди 100 детей
— Все качества должны присутствовать в комплексе. Реакцию, смелость, работоспособность должны присутствовать в юном спортсмене. Кроме того, чтобы распознать уровень его способностей, надо с ним постоянно в течение длительного времени наблюдать за ним, совместно с ним работать. Разовым тестированием здесь не обойтись. Но главное, чтобы желание работать у самого спортсмена было.
— Сейчас зимнюю Олимпиаду смотрите?
— Конечно, я многие зимние виды спорта люблю. Некоторыми сам занимался в детстве, на любительском уровне. Сейчас, когда есть время, смотрю все, что передают из Ванкувера. Особенно интересны для меня лыжные гонки, биатлон, и конечно хоккей.
— А какие виды спорта используете в качестве общефизической подготовки?
— Есть специальные упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Но для здоровья, для повышения физической формы, а также, в конце концов, ради азарта, я занимаюсь многими видами спорта. Другой вопрос: в подобных мероприятиях существуют
— Ваш великий коллега Шумахер хорошо в футбол играет. А вы?
— Шумахер для любителя играет очень хорошо. О моем футбольном мастерстве не мне самому судить. Но футбол я люблю, и стараюсь погонять мяч при любой возможности. Было бы больше времени — больше играл. Физикелла, Алонсо, Феттель, Россберг и некоторые другие это делают регулярно на протяжении длинного сезона, прямо между гонками. С перечисленными гонщиками я уже имел удовольствие вместе участвовать в футбольных баталиях известных автогонщиков.
— Сейчас за спиной
— В ближайшие годы я буду единственным россиянином в этой категории автогонок. Если бы
— Если России дадут право провести этап Формулы 1, в каком регионе страны это лучше сделать?
— Хорошую трассу можно было бы проложить рядом с Москвой, Петербургом — местами, где есть международные аэропорты. Но вот еще какое дополнительное обстоятельство. График Формулы 1 так плотно спланирован, что уже непросто найти в нем «окно» для нового этапа. Если бы России выделили бы летнее время, то Москва и Петербург — самые подходящие регионы. Если весна и осень — юг страны. Впрочем, гонщикам было бы интересно себя попробовать и в условиях холода, а не только жары, которая часто является «непременным» компонентом гонок Формулы 1.
— Бразилия, Финляндия тоже не имеют своих солидных традиций автомобилестроения. А сколько там великих гонщиков!
— Финляндия — небольшая страна. Но там много различных соревнований, начиная от картинга для самых маленьких. Это удовольствие не дешевое. Родителям с самого начала приходится немало денег вкладывать в это увлечение детей. Но и государство тоже немало субсидирует работу с молодыми талантами. Работают школы автогонщиков, которых у нас нет. Функционируют специализированные тренировочные трассы, на которых набирают класс будущие автогонщики.
— Кого из гонщиков вы в первую очередь занесли бы в число фаворитов Формулы 1 сезона 2010 года?
— В первую очередь тех, кто
— А за счет чего Баттон «стрельнул» в год своего дебюта в элите автоспорта?
- Успехи Дженсона Баттона в первую очередь связаны с тем, что его команда «Brawn GP» лучше других подготовила технику к началу прошлого сезона. Если говорить о процентах вклада в победу на Формуле 1, то при нынешних реалиях я 70 отдал бы технике, а 30 гонщику. Фирма «Brawn GP» вложила громадные средства в подготовку болида, и вся команда прекрасно сработала. Более того, она единственная была стопроцентно готова к началу прошлого сезона.
— Увидим ли мы
— Даника Патрик два года назад выигрывала у всех мужчин «американские гонки» (официальное название Champ Car — «Труд»). Кроме малого общего количества женщин, занимающихся автоспортом, я не вижу других причин, по которым прекрасный пол не может добиться успехов в Формуле 1. Я не исключаю вероятности того, что уже в ближайшие годы для наших гонок подготовят
— После того, как вас приняли в «семью» Формулы 1, с кем из известных гонщиков успели познакомиться?
— Пока что только с японцем Камуи Кобаяши — несколько раз ужинал с ним и его командой. С другими знаменитостями, в самом деле, общение ограничивалось только совместными футбольными матчами. Я пока почти все свое рабочее время провожу среди персонала «Рено». Но по ходу этапов гонки Формулы 1, наверное, поближе познакомлюсь со многими знаменитостями.
— На каких языках общаетесь с
— Несмотря на то, что в Формуле 1 много франко-, германо-,
— Как часто вы звоните в Россию?
— Чаще всего, конечно, разговариваю по телефону с родителями. Мой отец хорошо разбирается в автомобилях и даже в автоспорте. Но он — очень деликатный человек, тонко чувствующий мою психологию. С первых же моих слов понимает — в каком я состоянии нахожусь. Исходя из этого, он точно угадывает: стоит ли сейчас со мной обсудить подготовку к моему конкретному старту, или же поговорить на отвлеченные темы, «за жизнь», или же ограничиться словами
— Как часто у вас случались аварии, и усиливают ли они потом чувство страха на трасе?
— Аварии у меня бывали, но тяжелыми увечьями они не оборачивались. Самые тяжелые происшествия на трассе произошли по моей вине. Главная причина: недостаточно четко следил за идущими впереди машинами, и если они притормаживали или попадали в аварию, я не всегда успевал на это среагировать. Бывало, улетал со своей машиной с трассы. Но эти происшествия чувство страха у меня не усиливали. Впрочем, смотря что понимать под этим термином. Такого чувства страха, который мешает спокойно готовиться к заезду или, тем паче, вредит нормальной работе за рулем, у меня никогда не было. Может быть, мне от природы больше повезло по сравнению с теми, на кого это чувство давит. Так что мне на сей счет даже не требовалась никогда работа с психологом. Чувство осторожности, трезвый расчет — это совсем другое дело. Приходится постоянно переваривать как можно больше информации и из собственного опыта, и из опыта знающих людей.
— Формула 1 опровергает анекдоты о «тормознутости» финнов. Но
— Я ничего подобного никогда не замечал. Правила одинаковы для всех, успеха в Формуле 1 достигают как европейцы — южане и северяне, так и японцы и мулаты. Любой гонщик должен обязательно обладать и агрессией, и хладнокровием. И в то же время, представители одной и той же страны — будь то Финляндия. Германия или Бразилия — очень сильно отличаются от своих
— С каким настроением стартуете в Формуле 1?
— С немалым волнением. В последние дни очень важно — как подготовится твоя команда, насколько хорошо ты с ней сработаешься, как подготовится твоя голова.
— Какие пожелания вам шлют российские болельщики?
— Таких пожеланий, вроде — «Виталий! За тобой вся Россия! Смотри, не подведи, не опозорь страну и народ!» — к счастью нет. Моя команда по мере сил старается изолировать меня от общения с незнакомыми людьми, и в этом есть логика. Звонят, присылают
— Какие ритуалы соблюдаете перед стартом?
— Сажусь в машину с левой стороны, перекрещиваюсь. «Вперед, в бой!». Но сначала, к этому моменту, я должен быть выспавшимся, спокойным.
Виталий Петров, автогонщик
Родился 8 сентября 1985 года в Выборге.
Сейчас проживает в испанской Валенсии.
Прозвище — Выборгская Ракета.
Заниматься автогонками начал в 14 лет.
Достижения: многократный победитель различных российских гоночных серий; победитель российской
Участник знаменитой гонки «24 часа
В январе 2010 года Виталий Петров подписал контракт с
Прямые трансляции гонок смотрите на телеканале «Россия 2»