Виталий Петров: «Сяду в болид, перекрещусь — и вперед, в бой»

Первый российский автогонщик Формулы-1 — «Труду»

14 марта на этапе Формулы 1 в Бахрейне состоится дебют россиянина Виталия Петрова в этой самой престижной разновидности автомобильных гонок. Последние две недели подготовки накануне старта сезона являются очень ответственными и напряженными даже для таких признанных асов, как Михаэль Шумахер, Маркус Уэббер, Фелипе Масса. Так что и новичка Петрова его команда максимально постаралась на это время изолировать от контакта с болельщиками и журналистами.

Подробно поговорить «за жизнь» с Виталием корреспонденту «Труда» удалось только 23 февраля по окончанию московских автомобильных Гонок Звезд «За рулем», где, кстати, российскому новобранцу Формулы 1 удалось опередить не только лучших российских специалистов зимних ралли, но и чемпионов международного уровня — Дэвида Култхарда и Фирдоуза Карирова.

— Виталий. как вам сегодня гонялось по снежной трассе?

— Мне не удалось, как многим участникам гонки Звезд «За рулем», целенаправленно подготовиться к подобных погодных условиях. На бетоне и на снегу ощущения по управлению автомобилем совсем разные. И чем больше готовишься в специфических условиях, тем лучше для будущего результата. Я на снегу и на льду готовился мало, но какие-то «фишки», приемы из давнего опыта езды по зимним российским дорогам уже во время тренировки в Тушино вспомнились.

Если бы я, как какой-нибудь бразилец, впервые в жизни поехал по обледенелой трассе, результат был бы намного хуже. Надо очень тонко чувствовать сцепление, ловить моменты — когда сцепление лучше, когда хуже, и быстро перестраиваться в манере вождения. Впрочем, в сезонном календаре раллистов, в том числе из южных стран, присутствуют три гонки по зимним трассам. А здесь, на московской снежной трассе сегодня организованно все прекрасно — со знанием дела, с душой, с выдумкой. Но, будь моя воля, я сделал бы на Тушинской трассе больше поворотов, самых разнообразных — влево и вправо, и меньше прямых участков.

Правда, что вы в юности рассчитывали больше достичь успехов в ралли, чем в Формуле 1?

Да, мне нравилось гонять на таких автомобилях, как «Субару», по бездорожью. Я занимался ралли-спринтом, много участвовал в кольцевых зимних гонках. Но я все время хотел попробовать себя на более мощных машинах. Может быть, в конце моей спортивной карьеры в автоспорте я вернусь к ралли. Но сочетать на высоком уровне Формулу 1 и ралли невозможно. Требуется совсем разная подготовка.

Вас часто останавливают гаишники?

Довольно часто, причем за границей даже чаще, чем в России. Но не из-за каких-то нарушений. Это у них проводятся плановые проверки, облавы. Просто перекрывают улицы и у вес подряд документы проверяют. Чаще это проводится по воскресеньям. Я за рулем по городским улицам вообще не часто езжу, а правила нарушаю еще реже. Так что из-за нарушений меня вообще не останавливали.

 — Если отбирать среди 100 детей 10-летнего возраста будущих гонщиков, по каким критериям вы определили бы будущего чемпиона?

 — Все качества должны присутствовать в комплексе. Реакцию, смелость, работоспособность должны присутствовать в юном спортсмене. Кроме того, чтобы распознать уровень его способностей, надо с ним постоянно в течение длительного времени наблюдать за ним, совместно с ним работать. Разовым тестированием здесь не обойтись. Но главное, чтобы желание работать у самого спортсмена было.

Сейчас зимнюю Олимпиаду смотрите?

— Конечно, я многие зимние виды спорта люблю. Некоторыми сам занимался в детстве, на любительском уровне. Сейчас, когда есть время, смотрю все, что передают из Ванкувера. Особенно интересны для меня лыжные гонки, биатлон, и конечно хоккей.

 — А какие виды спорта используете в качестве общефизической подготовки?

 — Есть специальные упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Но для здоровья, для повышения физической формы, а также, в конце концов, ради азарта, я занимаюсь многими видами спорта. Другой вопрос: в подобных мероприятиях существуют какие-то ограничения. Например, мне, при всей моей любви к боксу, категорически противопоказаны при занятиях жесткие спарринги, тем паче — турнирные бои. А вот работать по грушам, по мешкам, выполнять какие-то другие упражнения, особенно на реакцию, на взрывную силу — все это очень полезно для гонщика. То же самое и насчет футбола: когда играю с знакомыми ребятами, то сразу предупреждаю: пожалуйста, против меня играйте очень осторожно. Минимум какой-либо контактной борьбы за мяч. А с незнакомыми людьми, в чужих компаниях по этой причине я не играю в футбол.

 — Ваш великий коллега Шумахер хорошо в футбол играет. А вы?

 — Шумахер для любителя играет очень хорошо. О моем футбольном мастерстве не мне самому судить. Но футбол я люблю, и стараюсь погонять мяч при любой возможности. Было бы больше времени — больше играл. Физикелла, Алонсо, Феттель, Россберг и некоторые другие это делают регулярно на протяжении длинного сезона, прямо между гонками. С перечисленными гонщиками я уже имел удовольствие вместе участвовать в футбольных баталиях известных автогонщиков.

 — Сейчас за спиной 25-летнего Виталия Петрова есть еще более молодые российские гонщики, которые могли бы через два-три года попасть в Формулу 1?

 — В ближайшие годы я буду единственным россиянином в этой категории автогонок. Если бы кто-то был на подходе, я о таких ребятах знал бы. Но я не знаю. Ситуация такова: сейчас чтобы российскому гонщику эффективно готовиться к соревнованиям высокого международного уровня, ему придется большую часть года проводить за границей. В России, к сожалению, невозможно набраться опыта, навыков, или хотя бы информации в виде советов и рекомендаций квалифицированных специалистов.

 — Если России дадут право провести этап Формулы 1, в каком регионе страны это лучше сделать?

 — Хорошую трассу можно было бы проложить рядом с Москвой, Петербургом — местами, где есть международные аэропорты. Но вот еще какое дополнительное обстоятельство. График Формулы 1 так плотно спланирован, что уже непросто найти в нем «окно» для нового этапа. Если бы России выделили бы летнее время, то Москва и Петербург — самые подходящие регионы. Если весна и осень — юг страны. Впрочем, гонщикам было бы интересно себя попробовать и в условиях холода, а не только жары, которая часто является «непременным» компонентом гонок Формулы 1.

 — Бразилия, Финляндия тоже не имеют своих солидных традиций автомобилестроения. А сколько там великих гонщиков!

 — Финляндия — небольшая страна. Но там много различных соревнований, начиная от картинга для самых маленьких. Это удовольствие не дешевое. Родителям с самого начала приходится немало денег вкладывать в это увлечение детей. Но и государство тоже немало субсидирует работу с молодыми талантами. Работают школы автогонщиков, которых у нас нет. Функционируют специализированные тренировочные трассы, на которых набирают класс будущие автогонщики.

 — Кого из гонщиков вы в первую очередь занесли бы в число фаворитов Формулы 1 сезона 2010 года?

 — В первую очередь тех, кто когда-либо завоевывал звание чемпиона по итогам сезона. Во вторую — кто побеждал на этапах. Сейчас по результатам тестов не стоит определять будущих фаворитов. Гонщики разных команд гоняют в разных условиях, заправляясь разными объемами топлива. Объективно круг фаворитов можно будет определить не раньше, чем состоится хотя бы треть этапов сезона.

 — А за счет чего Баттон «стрельнул» в год своего дебюта в элите автоспорта?

- Успехи Дженсона Баттона в первую очередь связаны с тем, что его команда «Brawn GP» лучше других подготовила технику к началу прошлого сезона. Если говорить о процентах вклада в победу на Формуле 1, то при нынешних реалиях я 70 отдал бы технике, а 30 гонщику. Фирма «Brawn GP» вложила громадные средства в подготовку болида, и вся команда прекрасно сработала. Более того, она единственная была стопроцентно готова к началу прошлого сезона.

— Увидим ли мы когда-нибудьженщин-пилотов в Формуле 1?

 — Даника Патрик два года назад выигрывала у всех мужчин «американские гонки» (официальное название Champ Car — «Труд»). Кроме малого общего количества женщин, занимающихся автоспортом, я не вижу других причин, по которым прекрасный пол не может добиться успехов в Формуле 1. Я не исключаю вероятности того, что уже в ближайшие годы для наших гонок подготовят женщину-пилота. Будет больше автогонщиц прекрасного пола — повысятся их шансы на успех в том виде спорта, где пока монополия принадлежит мужчинам.

— После того, как вас приняли в «семью» Формулы 1, с кем из известных гонщиков успели познакомиться?

— Пока что только с японцем Камуи Кобаяши — несколько раз ужинал с ним и его командой. С другими знаменитостями, в самом деле, общение ограничивалось только совместными футбольными матчами. Я пока почти все свое рабочее время провожу среди персонала «Рено». Но по ходу этапов гонки Формулы 1, наверное, поближе познакомлюсь со многими знаменитостями.

— На каких языках общаетесь с коллегами-автогонщиками?

— Несмотря на то, что в Формуле 1 много франко-, германо-, португало-говорящих спортсменов, основным и даже единственным языком общения является английский. По-английски я говорю достаточно уверенно. На пресс-конференции могу обойтись без переводчиков. Но в тех странах, куда регулярно приезжал, я всегда старался на местных языках выучить какие-то ходовые слова. Это интересно и полезно.

— Как часто вы звоните в Россию?

— Чаще всего, конечно, разговариваю по телефону с родителями. Мой отец хорошо разбирается в автомобилях и даже в автоспорте. Но он — очень деликатный человек, тонко чувствующий мою психологию. С первых же моих слов понимает — в каком я состоянии нахожусь. Исходя из этого, он точно угадывает: стоит ли сейчас со мной обсудить подготовку к моему конкретному старту, или же поговорить на отвлеченные темы, «за жизнь», или же ограничиться словами «привет-привет, пока-пока».

— Как часто у вас случались аварии, и усиливают ли они потом чувство страха на трасе?

— Аварии у меня бывали, но тяжелыми увечьями они не оборачивались. Самые тяжелые происшествия на трассе произошли по моей вине. Главная причина: недостаточно четко следил за идущими впереди машинами, и если они притормаживали или попадали в аварию, я не всегда успевал на это среагировать. Бывало, улетал со своей машиной с трассы. Но эти происшествия чувство страха у меня не усиливали. Впрочем, смотря что понимать под этим термином. Такого чувства страха, который мешает спокойно готовиться к заезду или, тем паче, вредит нормальной работе за рулем, у меня никогда не было. Может быть, мне от природы больше повезло по сравнению с теми, на кого это чувство давит. Так что мне на сей счет даже не требовалась никогда работа с психологом. Чувство осторожности, трезвый расчет — это совсем другое дело. Приходится постоянно переваривать как можно больше информации и из собственного опыта, и из опыта знающих людей.

 — Формула 1 опровергает анекдоты о «тормознутости» финнов. Но какие-то национальные черты все-таки проявляются в манере вождения?

— Я ничего подобного никогда не замечал. Правила одинаковы для всех, успеха в Формуле 1 достигают как европейцы — южане и северяне, так и японцы и мулаты. Любой гонщик должен обязательно обладать и агрессией, и хладнокровием. И в то же время, представители одной и той же страны — будь то Финляндия. Германия или Бразилия — очень сильно отличаются от своих коллег-соотечественников по темпераменту, по складу характера.

— С каким настроением стартуете в Формуле 1?

— С немалым волнением. В последние дни очень важно — как подготовится твоя команда, насколько хорошо ты с ней сработаешься, как подготовится твоя голова.

— Какие пожелания вам шлют российские болельщики?

Таких пожеланий, вроде — «Виталий! За тобой вся Россия! Смотри, не подведи, не опозорь страну и народ!» — к счастью нет. Моя команда по мере сил старается изолировать меня от общения с незнакомыми людьми, и в этом есть логика. Звонят, присылают смс-ки в основном хорошо мне знакомые люди. Так что выражают мне свои чувства и мысли очень корректно. Эти люди, что называется, в теме. Знают — что можно говорить, а чего не следует. Мне очень приятно чувствовать такую поддержку.

 — Какие ритуалы соблюдаете перед стартом?

 — Сажусь в машину с левой стороны, перекрещиваюсь. «Вперед, в бой!». Но сначала, к этому моменту, я должен быть выспавшимся, спокойным.

Досье

Виталий Петров, автогонщик

Родился 8 сентября 1985 года в Выборге.

Сейчас проживает в испанской Валенсии.

Прозвище — Выборгская Ракета.

Заниматься автогонками начал в 14 лет.

Достижения: многократный победитель различных российских гоночных серий; победитель российской Формулы-1600 (2005); 3-е место в азиатской серии GP2 (2008); 2-е место в чемпионате GP2 (2009).

Участник знаменитой гонки «24 часа Ле-Мана».

В январе 2010 года Виталий Петров подписал контракт с французской командой Формулы-1 «Рено», став первым в истории гонщиком из России, который будет выступать в «королевских гонках». В этой команде он будет напарником польского пилота Роберта Кубицы.

Календарь

Гран-при Бахрейна

Гран-при Австралии

Гран-при Малайзии

Гран-при Китая

Гран-при Испании

Гран-при Монако

Гран-при Турции

Гран-при Канады

Гран-при Европы

Гран-при Великобритании

Гран-при Германии

Гран-при Венгрии

Гран-при Бельгии

Гран-при Италии

Гран-при Сингапура

Гран-при Японии

Гран-при Кореи

Гран-при Бразилии

Гран-при Абу-Даби

Прямые трансляции гонок смотрите на телеканале «Россия 2»