Эмир Кустурица: «Как можно позитивно относиться к попсе?»

Знаменитый режиссер — «Труду»

Эмир Кустурица провел два дня в не по-весеннему заснеженном Петербурге. 55-летний киномэтр приехал вместе с «The No Smoking Orchestra» — по-цыгански ярмарочным джаз-рок-оркестром, в котором Кустурица довольствуется ролью второго ритм-гитариста и «монументального» шоумена. В стенах музея своего любимого писателя Достоевского Эмир Кустурица ответил на вопросы «Труда».

— Чем отличается ваш нынешний визит в Петербург от предыдущих?

— В этот раз я что-то так замерз: Что касается нашего шоу в четырехтысячном концертном зале «Октябрьский», то, по-моему, оно удалось. Мы играем вместе уже очень давно, но еще не надоели ни друг другу, ни зрителям. По-прежнему каждое наше выступление отличается от предыдущего, и ни публика, ни мы сами толком не знаем, что случится дальше. «The No Smoking Orchestra» играют музыку в том же ключе, как аргентинцы играют в футбол (сравнение возникло неслучайно: в 2008 году Кустурица снял документальный фильм о Марадоне. — «Труд»). На сцене, словно на футбольном поле, в каждом шоу каждый из нас забивает свой гол!

У меня тоже есть несколько звездных мгновений, когда товарищи по команде доверяют сыграть мне небольшие соло. Хотя по сути наш концерт как театральный спектакль: каждый раз пытаешься сделать по-другому, но суть остается той же. Часто спрашивают: «Зачем тебе этот оркестр некурящих, неужели больше нечем заняться?» Но в какую бы форму ни были они облечены, музыка, театр, кино несут одну миссию — терапию, потому что люди больны и им нужна эта терапия. И мы, музыканты и кинематографисты, тоже не очень-то здоровы духовно и морально. И нам самим нужна терапия. «The No Smoking Orchestra» — та группа, которая представляет лучшее наследие XX века: очень энергичную и позитивную музыку в стиле 70-80-х годов, приправленную народными мотивами.

— А нынешняя модная музыка вас не вдохновляет?

— Как можно позитивно относиться к попсовой музыке, что заполонила сейчас все?! Мы с уважением и почтением относимся к нашей аудитории. Она такая разная по возрасту и социальному положению, но глаза у всех наших зрителей горят, они готовы забыть о всех своих проблемах и отдаться стихиям импровизации. Наш концерт — это сеанс терапии, как во времена античной Греции, когда, празднуя день Диониса, людей доводили до высокой степени катарсиса. Единственная разница заключается в том, что мы работаем с электрическими инструментами и большими децибелами.

Впрочем, и на сегодняшнем музыкальном горизонте иногда появляются яркие, достойные личности. В январе на мой музыкальный Kstendorf Festival приезжала питерская группа «Рубль», которой руководит Сергей Шнуров. Он очень смелый человек, который принадлежит к нашей «семье». Вот человек, который не хочет становиться частью попсового капиталистического мира, он настоящий. Я бы даже сказал, что это не семья, а какое-то братство людей, которые продолжают гнуть свою линию и верить в то, что они делают. У нас с Сергеем пока совместных планов нет, но кто знает.

— Вы в курсе того, что произошло на недавней церемонии вручения «Оскара»?

— Нет, конечно. При слове «Оскар» у меня не возникает никаких эмоций.

— А при словосочетании 3D? Что вы думаете об этом формате, в котором сняты нынешние кинобестселлеры «Аватар» и «Алиса в Стране чудес»?

— Смотреть фильмы в 3D мне не нравится — очень устаю. Пусть они собирают 2 миллиарда долларов в прокате, но от этого не становятся произведениями искусства, а остаются чем-то средним между видеоиграми и кино. Все-таки я стою на том, что 3D-формат должен достигаться игрой актеров, смыслом фильма, а не только новыми технологиями. Это третье измерение нужно достигать своим творчеством, а не новыми технологиями. Но я не хочу менять историю, раз даже Раскольников ее не изменил. Мир будет развиваться так, как ему нужно развиваться. Мир может быть наполнен лгунами, и, если есть хотя бы один, кто говорит правду, те, кто лжет, не могут быть правы.

— Правда, что вы пишете книгу?

— Почти написал. В ней 12 глав. Я вспоминаю самые яркие события в своей жизни начиная с 1961 года, с времени полета в космос Гагарина, и по 1995 год включительно. Название уже придумано, хотя не знаю, как это перевести: на сербском «Я о мени», что означает «О себе». Но в то же время по-сербски это игра слов, и можно перевести как: «Жизнь — нелегкая штука». Надеюсь, после визита в Музей-квартиру Достоевского, прикоснувшись к настоящей литературе, я завершу свою книгу: А если серьезно, писательский труд оказался для меня мучительным.

— Вы часто говорите о своей любви к Достоевскому. Почему бы вам не снять фильм по его произведениям?

— Я пока не рискну. Но у меня давно есть сюжет — он даже описан в моей книге — про то, как американский богач предлагает молодому кинорежиссеру сделку: тот убьет жену богача, а взамен получит нужную сумму на съемки «Преступления и наказания». Причем сюжет неожиданно перетекает из трагического в комический. Мне почему-то кажется, что у богатого американца — заказчика убийства могут быть русские корни.

— А что еще в ваших кинопланах?

— Сразу два проекта. Один о человеке из сектора Газа, причем это тоже трагикомедия. И еще один проект — картина о самом знаменитом сербе Панчо Вилья. В Петербурге меня постоянно спрашивали, буду ли снимать фильм о войне в Южной Осетии, но у меня никогда не было таких намерений. А вот снять о картину о России — это не план, а моя давняя мечта.