Сергей Соловьев: «Своими руками мы воспитали несколько поколений идиотов»

Состоялась премьера нового фильма режиссера — «Одноклассники»

В эксклюзивном интервью «Труду» Сергей Александрович рассказал, почему после экранизации романа Толстого «Анна Каренина» обратился к современности.

— Наверняка ваша картина «Одноклассники» адресована не только юношам и девушкам, но также их родителям. Иначе вы не пригласили бы на главные роли Костю Крюкова и его маму Алену Бондарчук. К тому же музыкальную лепту в картину внесла ваша дочь композитор Анна Соловьева…

— В период работы над фильмом я прямо говорил участникам съемочного процесса: «Ребята, мы снимаем слабоумное кино, а следовательно, адресованное людям не сильно умным». Своими руками мы воспитали несколько поколений идиотов, которые знают только одно: в нашей стране обязательно необходим успех, и тогда все остальное тебе простят. Они уверены, что единственный путь к достижению цели — встать на труп своего товарища, чтобы стать на 10 сантиметров выше. Но даже при столь целевом подходе к аудитории прокатчики говорят, что перспективы фильма «Одноклассники» в смысле его кассы — так себе. Дико не хочется на старости лет стать подстилкой для уродов, составляющих в настоящее время основную массу зрителей.

— Вы же с определенной целью пригласили кумира молодых девушек Константина Крюкова на одну из главных ролей? Хотите добиться расположения у женской части аудитории? Кого играет Крюков?

— Типичного раздолбая, коих любят женщины.

— В таком случае какая роль досталась Михаилу Ефремову?

— Еще большего раздолбая, чем герой Крюкова. Но с Михаилом Ефремовым отдельная история. Даниэль Ольбрыхский, который согласился сниматься в «Одноклассниках», сказал замечательные слова о Мише Ефремове: «Он, конечно, не ангел, иногда его хочется убить, но всегда все заканчивается тем, что он оказывается лучше всех». Так получилось и в этот раз.

— Студентка ВГИКа Соня Карпунина сыграла в вашем фильме первую роль в кино. Чем вас покорила эта девушка?

— «Одноклассники» — сценарий Сони. Я попросил ее отдать его мне, а взамен предложил сыграть главную роль. Хотя, если бы актриса мне не понравилась, я бы не стал ее снимать. «Одноклассники» — самая странная и спонтанная моя картина, кстати, 19-я по счету. Она как бы возникла из воздуха.

— Известно, что Гоголь больше всего ненавидел пьесу «Ревизор», потому что она вызвала самый большой резонанс, напугав тем самым автора. Ваша «Асса» тоже вызвала огромный резонанс в обществе, но вы все-таки решили снять ее продолжение.

— Я сам стоял в финале «Ассы» в толпе и кричал: «Перемен, хотим перемен!» Но потом уже отчетливо понял: все мы были тупой массовкой для людей, которые знали, что хотят получить, разваливая СССР. После того мнимого праздника свободы началась коммерция. Когда я снимал «2-Ассу-2», то поначалу меня угнетала мысль: «А не сильно ли я нагнетаю страсти по поводу того, во что переросло наше стремление к переменам?» «2-Асса-2» — картина о надежде, только для более взрослой и мудрой аудитории, чем в «Ассе». Участие в фильме «2-Асса-2» великого альтиста Юрия Башмета и потрясающего музыканта Сергея Шнура позволило мне выкинуть из головы все плохие мысли, и я ощутил заряд позитива и душевного здоровья.

— Как вам удалось соединить таких разных по жанрам и сценическому образу музыкантов, как Юрий Башмет и Сергей Шнур?

— И Юра, и Шнур — милейшие, интеллигентные люди. Когда одно издание поинтересовалось у Шнура, как ему работалось с Башметом, он ответил: «Замечательно работалось, может, потому, что я ни разу не видел его трезвым на съемках». Но когда об этом прочитал Башмет, то устроил Шнуру допрос: «Как ты мог на всю страну сказать, что не видел меня трезвым? Ведь я не только руководитель симфонического оркестра „Новая Россия“ и камерного оркестра „Солисты Москвы“, а также дед, отец, семьянин». На что Шнур со всей его непосредственностью ответил: «Но не мог же я сказать всей стране неправду?»