"Ну, на первый раз хватит, - откуда-то издалека "доплывает" до меня голос профессора Лебедева. - Выключайте прибор!" Ассистент профессора в лаборатории транскраниальной электростимуляции (ТЭС) Института физиологии им. Павлова РАН снимает с моей головы электроды, отключая от "аппарата счастья" и возвращая в суровую действительность... За создание и разработку самого метода стимуляции защитных механизмов мозга Валерий Лебедев и его коллеги представлены к премии правительства России за 2004 год.
- Эту работу мы в Институте физиологии начали еще в 1981 году, - рассказывает Валерий Павлович. - У нас в стране производили тогда аппараты для электронаркоза. Меня как нейрофизиолога пригласили исследовать: дают ли они эффект обезболивания. Оказалось, практически не дают. Мы взялись изучить возможность получения немедикаментозного снятия болевого синдрома. В зарубежной печати как раз в то время появились публикации о наличии в головном мозге человека некой структуры, прямое раздражение которой электродом вызывает обезболивание. И все благодаря выделяемому гормону эндорфину.
Данный гормон, как говорят ученые, отвечает за настроение. Его и называют "гормон радости". Но он очень капризен. Ему, как и мышцам тела, требуется постоянная тренировка. В противном случае атрофируется, выделяется в небольших количествах, а то и вовсе перестает выделяться. Вот тогда человека настигает депрессия. Или как минимум апатия.
Задача, которую поставил физиолог Лебедев перед собой и коллегами, состояла в том, чтобы понять: к какой части головы нужно приложить электроды, дабы пущенный по ним ток оказал свое воздействие? Определяли пути тока в мозгу с помощью магнитно-ядерного резонанса. Дальше требовалось найти такой режим, который бы активизировал необходимую гормональную систему. Могло ведь получиться как со стрессами: небольшие и не слишком частые - они полезны с точки зрения психологической разрядки, а сильные и постоянные способны убивать. Более десятка лет потребовалось сотрудникам лаборатории для решения сложнейших задач. Много времени ушло на то, чтобы убедиться: именно те мозговые клетки, которые активизируются с помощью электростимуляции, производят эндорфины.
Создавая прибор для обезболивания, сотрудники ТЭC-лаборатории Института физиологии в какой-то степени неожиданно для себя пришли к выводу о возможности создания "генератора радости", о котором давно хлопочут фантасты. Попробовали его на прошедших "горячие точки" бойцах, страдающих "постбоевым синдромом". Эффект почти стопроцентный.
- Кроме обезболивания, электростимуляция дает и другие эффекты, - показывает мне данные экспериментов В. Лебедев. - Например, нормализует кровяное давление, ускоряет процессы заживления. Скажем, непосредственно язву желудка не лечит, но способствует процессам регенерации, что в свою очередь приводит к излечению. Давно известно, что организм человека обладает большими скрытыми резервами. Чаще всего мы сами не знаем своих возможностей и чуть что - бежим за лекарствами. Но фармакология - это нечто постороннее. Мы же стимулируем своим аппаратом собственную защитную систему организма. У кого-то только "притормозившую", а у кого-то и заглохшую. (К слову, в том числе и потому, что привыкли: при первом же недомогании пичкаем себя лекарствами, в сущности лишая организм самозащиты.) И уже она сама выделяет необходимое количество эндорфинов. При этом никакого оперативного вмешательства с вживлением, к примеру чипов, не требуется.
Знакомясь с данными экспериментов, предоставленными мне в лаборатории ТЭС, я обратила внимание на те из них, что связаны с лечением людей, злоупотребляющих спиртным, а также приобщившихся к наркотикам. Доказано: и алкоголь, и наркотики атрофируют гормоны. Тяга к ним во многом обусловлена необходимостью "возместить" дефицит эндорфина и таким образом "взбодриться". Если хорошенько "взбодрить" гормон с помощью "аппарата Лебедева", эта тяга может пропасть.
...Мой сеанс продолжался не более 10 минут. Этого непродолжительного времени вполне хватило, чтобы настроение стабилизировалось, а проблемы выглядели уже не такими неразрешимыми. Выйдя из Института физиологии на крепкий весенний морозец, я с улыбкой встретила дувший с Невы холодный порывистый ветер.
P.S. Нет сомнений, что эта публикация - лишь прикосновение к весьма специфической, сложной теме. Редакция планирует продолжить разговор, наверняка интересующий многих, с помощью специалистов.