ЦВЕТЫ КАПИТАЛИЗМА

В сегодняшней Польше молодые и средних лет деловые женщины, низвергая "мужской шовинизм", достигают в бизнесе большего, чем их отцы и ровесники противоположного пола.

Комментируя информацию о том, что 30 процентов менеджеров в польских фирмах - представительницы прекрасного пола, немецкий журнал "Ди Вельт" написал: "Женщины в Польше более предприимчивы, чем немки, хотя почти 50 лет их от этого отучали". В Германии приведенный показатель наполовину ниже. Польки владеют 39 процентами малых и средних фирм своей страны. Это безусловный европейский рекорд.
Но как покорился он изящным, изнеженным, капризным польским пани? Как они стали вдруг энергичными, пробивными, предприимчивыми? Некоторые эксперты считают, что деловая активность полек в каком-то смысле, как это ни парадоксально, - наследие времен социализма. Тогда женщин активно выдвигали на руководящие посты. Когда настала эра рыночной экономики, многие из них вынуждены были броситься в ее омут. К непреднамеренным заслугам социализма можно отнести и то, что в условиях товарного дефицита минувшей эпохи женщины учились предприимчивости, заполняя домашние холодильники, доставая бытовую технику или телевизор. Вот эта-то сноровка и пригодилась, считают исследователи вопроса.
- Наша женщина, занятая в бизнесе, склонна помногу работать. Если спит больше, чем четыре часа в сутки, у нее начинает болеть голова. А вы говорите - пани! - шутит Ева Лисовска из варшавской Главной торговой школы - основного экономического вуза Польши. Она только что закончила исследование на тему "Женщины в бизнесе".
Ева приводит типичные примеры. Анеля Беднак была бухгалтером аэроклуба в Лодзи. С приходом капитализма потеряла работу. Записалась на компьютерные курсы. Посмотрела, как там поставлено дело, и сказала: "Я смогу организовать лучше". Начала с семи компьютеров, купленных на банковский кредит. Сейчас их у нее 730 в трех школах информатики.
Барбара Гобис, ныне шеф гданьской фирмы "Габарт", много лет работала на одной и той же должности в финансовом отделе государственного концерна. Когда узнала от коллег из Германии, что там их знакомые хорошо зарабатывают на выпуске регистрационных номеров автомобилей, решила: "Надо двигаться!". Взявшись за дело с завидным задором, раскрутила фирму, годовой доход которой достиг 6 миллиардов злотых (1,2 миллиона евро).
После 1989 года втрое возросло число фирм, созданных женщинами. В то же время количество предприятий, основанных мужчинами, увеличилось только вдвое. В городах зарегистрировано 400 тысяч женских единоличных фирм - аналогов нашим индивидуальным частным предпринимателям. 800 тысяч полек являются владельцами крестьянских хозяйств, правда, только 50 тысяч из них используют труд наемных работников. Главным образом, они руководят агротуристическими фирмами, небольшими пекарнями, мастерскими по изготовлению деревенской утвари и сувенирных поделок.
Из исследований Евы Лисовской вытекает, что нередко собственные фирмы основывают те, кто ушел из крупных компаний, потому что не дождался повышения по службе. Если на среднем уровне управления 27-30 процентов руководящих должностей занимают женщины, то на высшем - только 2 процента. Тут мужчины стоят несокрушимой стеной, без всяких джентльменских уступок. На служебной лестнице одни самодовольно поправляют галстуки, другие обиженно подкрашивают губы.
То, что феминистки всего мира называют "мужским шовинизмом", присутствует и в Польше. Хотя в больших городах на 25 процентов женщин с высшим образованием больше, чем мужчин, - устроиться на работу им гораздо труднее. Молодых не берут, боясь, что забеременеют, а после тридцатипятилетнего возраста они уже считаются неперспективными. А те, кто нашел рабочие места, получают на 25 процентов меньше, нежели сильный пол. Такая дискриминация тоже подталкивает полек к занятию бизнесом.
Психологи приписывают успех женщин в бизнесе их интуиции и обаянию. В Ягелонском университете в Кракове обследовали сто дам и сто мужчин на предмет их способности вести переговоры. Каждый пятый мужчина сорвал заключение контракта. А среди слабого пола только 5 процентов не довели переговоры до конца. Женщины реальнее оценивают ситуацию, потому что они более гибки и превосходно располагают к себе собеседников, - сделали вывод ученые. Потому так много представителей прекрасного пола работает там, где требуется непосредственный контакт с клиентом. Для мужчин на первом месте иерархия, для женщин - сотрудничество. Дамский стиль управления менее авторитарный.