Поправки в закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" первоначально были приняты 18
Поправки в закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" первоначально были приняты 18 декабря 2002 года. Депутаты Госдумы решили устранить тот факт, что перестройка законодательной системы пенсионного обеспечения закончилась для десятков миллионов россиян потерей от 3 до 15 лет трудового стажа. Ведь при начислении пенсии не принимались во внимание многие периоды в жизни россиян: служба в Вооруженных Силах России, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях и так далее. Всего 11 видов "нестраховых" периодов выпало из трудового стажа.
Однако эти поправки были отклонены Советом Федерации по простой причине - сенаторы не усмотрели источников получения для пенсионеров даже таких небольших денег. Пришлось создавать согласительную комиссию из депутатов Госдумы и членов верхней палаты парламента. Результатом ее работы и стали нынешние поправки в закон, принятые во втором чтении большинством голосов.
Суть их в том, что с 1 июля нынешнего года ВСЕМ россиянам (пенсионерам и тем, кто выйдет на пенсию в ближайшие 10 лет, то есть до 2013 года включительно) будут восстановлены "нестраховые" периоды их работы. Это - "периоды работы в качестве рабочего или служащего, служба в Вооруженных Силах России, периоды временной нетрудоспособности, начавшейся ВО ВРЕМЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, периоды получения пособий по безработице, обучение в училищах, школах и на курсах переподготовки кадров, пребывание в аспирантуре, клинической ординатуре". В трудовой стаж также включаются периоды ухода неработающей матери за ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности.
Для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий год работы в экстремальных условиях будет по-прежнему засчитываться за 1,5 года. При этом повышенные коэффициенты, предусмотренные для северян законом "О трудовых пенсиях", не отменяются. Законопроект уточняет и само понятие трудового стажа, это - "суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке".
На реализацию закона дополнительно потребуется 35 миллиардов рублей ежегодно. Депутаты предусмотрели, где их взять. В 2003 году - это средства, "образовавшиеся в результате превышения поступлений единого социального налога в федеральный бюджет над расходами на финансирование выплат по базовой части трудовой пенсии, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России". А что будет потом?
Авторы проекта предлагают финансировать новые расходы из сверхдоходов федерального бюджета. Правительственные чиновники, наоборот, утверждают, что лишних денег в казне нет, и предрекают "существенное снижение резервных средств Пенсионного фонда России". Волна возмущения пенсионеров мизерной февральской прибавкой к пенсии, когда обиженные питерские пенсионеры пересылали ее в Кремль, - вряд ли прошла бесследно. Учитывая не только экономическое, а и политическое (предвыборное) значение этого закона, он, скорее всего, будет на этот раз принят верхней палатой и подписан президентом.