"СУХОЙ" С ПЛЮСОМ

Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Владимир Михайлов заявил, что к 2005 году приблизительно четверть самолетов нашей фронтовой авиации будет модернизирована до уровня "4+".

По сути дела, это отчаянная попытка наших военных и конструкторов в условиях острого дефицита финансовых средств на разработку новых образцов оружия и техники попытаться удержаться на уровне современных требований (пока ассигнования на российскую авиацию в пять раз ниже минимальной потребности). Ведь что такое самолет поколения "4+"? Во многом тот же привычный Су-27 различных модификаций. Планер и двигатель не меняются, а расширение боевых возможностей машины происходит за счет замены бортового радиоэлектронного оборудования более современным.
В войсках ожидают, к примеру, рожденный именно таким образом на Новосибирском авиационном ПО имени Чкалова ударный самолет Су-27ИБ, испытания которого продолжаются. Он должен быть готов не только выполнять функции истребителя, но и заменить хорошо известные по обеим войнам в Чечне фронтовые бомбардировщики Су-24. Притом - со значительным перекрытием характеристик последнего. И действительно, с одной стороны, это истребитель, способный совершать фигуры высшего пилотажа у земли на скорости 1400 километров в час, на предельно малой высоте огибать рельеф местности, преодолевая противовоздушную оборону сухопутных войск. С другой - бомбардировщик, несущий до 8 тонн самонаводящихся и корректируемых авиабомб и ракет, позволяющих поражать точечную цель на удалении до 250 километров. Можно использовать его и в качестве самолета-разведчика. Одна беда - на конец прошлого года Су-27ИБ изготовили всего в количестве 8 штук.
Меж тем полумерами проблему не решить. Если вслед за США через несколько лет нам не удастся создать принципиально новый боевой самолет нового, 5-го поколения, то российское небо скоро останется беззащитным. Но для этого, по мнению экспертов, необходимо не менее 12 лет и приблизительно 10 миллиардов долларов. Однако главное, считают в Министерстве обороны РФ, самостоятельно нашей стране такая программа не по силам. Государственной программой вооружений на период до 2010 года на эти цели российским авиаконструкторам предусмотрено лишь 20 процентов необходимых средств. Значит, нужны иностранные инвесторы.
Возможно, выручат индийские деньги. Опыт есть - успешно завершенная недавно совместная российско-индийская разработка новейшей крылатой ракеты в рамках проекта "БраМос". Но, по словам генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева, работа в этом направлении ведется пока "на стадии начала процесса выяснения взглядов, выяснения технических особенностей".