- НЫНЕШНИЙ год должен стать для нашей компании переломным, - заявил глава Газпрома Рем Вяхирев. - Мы прожили очень трудные годы: кредитовали российскую экономику, отпускали газ в долг, что отразилось на экономическом состоянии компании. За десять лет не ввели ни одного серьезного месторождения, тогда как в былые времена для поддержания уровня газодобычи ежегодно вводили в строй новые месторождения. Но, несмотря на трудности, газовики продолжают четко выполнять свою главную задачу: поддерживают жизнеобеспечение государства, бесперебойно снабжают страну топливом и энергией, выполняют долгосрочные договоры по экспортным поставкам. В этом году мы вводим последнее из известных и крупнейшее в мире месторождение - "Заполярное". Это позволит несколько лет подряд поддерживать добычу газа на уровне не менее 523 - 530 миллиардов кубометров в год...
Рабочая группа Газпрома, проводившая на днях оперативное выездное совещание на "Заполярном", посетила все объекты промысла, после чего обсудила план дальнейшей работы по запуску месторождения.
Рассказать о главном пусковом объекте года я попросила руководителя рабочей группы, члена правления ОАО "Газпром" Юрия ГОРЯИНОВА.
- Юрий Афанасьевич, какая роль отводится "Заполярному" в экономике России?
- Отвечу просто: это для страны первостатейный объект. Отечественная экономика напрямую зависит от уровня и качества добычи углеводородного сырья. В том числе газа, удельный вес которого в топливно-энергетическом балансе страны - более 50 процентов. Чтобы полностью обеспечить потребности в "голубом топливе" на внутреннем и внешнем рынках, Газпром в ближайшее десятилетие намерен ежегодно добывать около 530 миллиардов кубометров газа. Без "Заполярного" эту задачу решить невозможно.
- Почему?
- Если мы сегодня не обустроим это месторождение, то уже в следующем году газа получим на 10 миллиардов кубов меньше, чем в этом, поскольку многие действующие месторождения истощаются. Уровень добычи должен быть стабильным. А стабильность можно поддержать вводом "Заполярного".
- По мировым оценкам, месторождение относится к разряду гигантских. А по российским?
- В России есть месторождения и покрупнее. Среди них - "Уренгойское", "Ямбургское". Все они, как и "Заполярное", расположены на Крайнем Севере - на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. С 60-х годов ХХ века в этих суровых краях произошла целая серия открытий, обеспечивших страну ценнейшим сырьем на много лет вперед.
- В цепочке великих открытий на севере Тюменской области "Заполярное" было первым. Почему же к его освоению приступили в последнюю очередь? Ведь "Медвежье" разрабатывается уже более 30 лет, "Уренгойское" тоже подходит к третьему десятку, а самое младшее из них, "Ямбургское", уже 17 лет в работе...
- Освоение Крайнего Севера шло поэтапно. И начиналось не с гигантских, а с относительно небольших промыслов - Игримских, Пахромы. Газодобытчики продвигались на Север постепенно и только теперь дошли до "Заполярного".
- "Дошли" более пяти лет назад. Но активно работа ведется лишь второй год?
- Главная задача реализации любого проекта - финансирование. Сегодня Газпром ее решает, хотя она и не из легких.
"Заполярное" расположено очень неудобно: железнодорожных путей и водных артерий рядом нет, автотранспортные магистрали Газпрому пришлось строить на свои средства. Сейчас уже многое сделано. Можно сказать, первый этап обустройства завершен: появились инженерные сооружения, электроэнергия, вода, связь, другие элементы инфраструктуры. Обустраиваются цехи подготовки газа.
- А что последует за этим?
- Второй этап - запуск месторождения в эксплуатацию, это нам предстоит уже нынешним летом. Следующий шаг - выход на проектную мощность. А затем еще одна, не менее важная, задача - обеспечить стабильную добычу газа. Этапов много, и каждый из них предполагает строительство новых установок, подключение дополнительных скважин и тому подобное... Обустройство "Заполярного" рассчитано на 12 лет.
- Сколько стоит этот проект?
- Только в пусковой комплекс Газпром вложит более 40 миллиардов рублей.
- Ничего себе цена "дешевого" газа!
- Дешевого газа в природе не существует. Это аксиома.
- Каков удельный вес "заполярненского" газа в Единой системе газоснабжения? Ведь именно с "Заполярным" связывают реализацию международного проекта "Голубой поток", в соответствии с которым российский газ пойдет в Турцию, принося в бюджет нашей страны немалые валютные поступления.
- По проекту, в Турцию мы должны поставлять от 16 до 24 миллиардов кубометров газа в год. А "Заполярка", после выхода на проектную мощность, в течение 30 лет ежегодно будет давать в Единую систему газоснабжения до 100 миллиардов кубометров углеводородных ресурсов. Только первая установка комплексной подготовки газа, на которой мы с вами были, рассчитана на 35 миллиардов кубов "голубого топлива" в год. Всего же таких установок будет три.
- Какие компании участвуют в обустройстве "Заполярки"?
- Их много, порядка двадцати, причем это не только подразделения Газпрома. Плюс поставщики - отечественные и зарубежные...
- Иностранные компании имеют свою долю на "Заполярном"?
- Нет.
- На двери административного здания "Заполярного" я увидела объявление: "Приема на работу нет". А вы на заседании сказали, что численность рабочих в этом году надо "прирастить" на 700 человек.
- Да, это необходимо. Темпы увеличиваются, сделать надо много, нужны новые специалисты. Зачастую оборудование к нам по разным причинам (чаще всего по финансовым) приходит недоукомплектованным, доводить до ума его приходится на месте. Сроки-то поджимают. А для этого нужны специалисты.
- По какому принципу подбираете людей?
- Отбор жесткий. Помимо стандартных требований, предпочтение отдается людям, адаптированным к условиям Крайнего Севера. Ведь такие морозы не каждый выдержит. Судите сами: по закону при температуре минус 41 запрещается работать на открытых площадках. Здесь, на "Заполярном", в январе температура доходила до 57 - 58 мороза. А сегодня минус 37 и вы сами видели - работа кипит.
- Но по вашим словам я поняла, что темпы должны быть еще выше?
- Да, это связано прежде всего с климатическими условиями Крайнего Севера. Зима в этом году оказалась очень холодной. А я по своему опыту знаю, что на смену холодной зиме обычно приходит ранняя весна. Ее можно ожидать уже в апреле. Когда снег начинает таять, мы сворачиваем все работы. Иначе нельзя: тундра очень ранима, легко нанести природе невосполнимый урон.
- На "Заполярное" возлагаются большие надежды. Но у Газпрома разнообразные задачи: скажем, наряду с увеличением экспорта - ускорение газификации российских регионов. Хватит ли сил?
- Должно хватить. От выполнения экспортных обязательств во многом зависит не только стабильная деятельность Газпрома, но и развитие российской экономики. Сегодня продавать газ за рубеж выгодно и нам, и государству. Не менее важная задача - обеспечение газом населения страны. И она будет неукоснительно выполняться. Это идеология Газпрома. Другое дело, что наряду с расширением газификации населенных пунктов мы будем сокращать поставки газа на электростанции, поскольку сегодня сжигать газ в топках - непозволительная роскошь. Схема проста: поставили куб газа человеку - на столько же сократили поставку на электростанцию. Вот и вся арифметика.
- Но отечественная электроэнергетика сопротивляется этому. Руководители РАО "ЕЭС" приводят свои аргументы - дескать, технология завязана на газ, а не на уголь и мазут.
- Решение этой проблемы лежит не столько в технологической сфере, сколько в финансовой. Давно пора цены на газ внутри России сделать выше, чем на уголь и мазут, как это принято в других странах. Тогда в голову никому не придет гнать газ в топку, сопротивляться переориентации на другие виды топлива. Есть много других производств, где без газа не обойтись, причем с большим коэффициентом полезного действия: химия, металлургия, производство минеральных удобрений.
- Сколько же Газпрому требуется денег, чтобы нормально жить, развиваться?
- По нынешним временам - не менее 700 миллиардов рублей в год. А мы от продаж газа в России собираем всего 70 миллиардов. Остальное получаем за счет экспорта. В основном из этих же доходов платим налоги в бюджет, решаем свои внутренние проблемы.
- Сегодня отечественная промышленность оживает. И многие эксперты выражают обеспокоенность тем, что базовые отрасли ТЭК, в том числе и газовая, могут не справиться с возрастающими потребностями предприятий, а это чревато серьезными последствиями.
- Промышленность действительно стала оживать. Но, на мой взгляд, помешать ее подъему может не ТЭК, а то что государство постоянно меняет правила игры. Именно поэтому и сложился острый дефицит инвестиций, необходимых для подъема отечественной экономики. Будет стабильность в государственной политике - легче задышит экономика.
- Юрий Афанасьевич, сегодня основные газовые месторождения страны вступили в период падающей добычи. Со временем они иссякнут. Что будет потом?
- Давайте для начала посмотрим, что такое "падающая добыча". Это когда из пластов перестает идти "дармовой" газ и начинают работать механизмы, "достающие" сырье из недр. В режиме "падающей добычи" месторождения работают десятки лет. Но наступает время, когда в пластах остается только "низконапорный" газ, затраты на добычу и транспортировку которого не оправдывают себя. Вместе с тем, запасы такого газа огромны, примерно треть от первоначального уровня. Сами можете посчитать: если объемы Уренгойского месторождения составляют 10 триллионов кубометров, то 2-3 триллиона из них - "низконапорный" газ.
Наша наука, уверен, сможет решить вопрос, как эффективно распорядиться и этим богатством. Газовая отрасль еще слишком молода и раньше об этом даже не думали. Теперь - другое дело. Если этот газ не транспортировать очень далеко, а использовать на близлежащих предприятиях, - и затраты окупятся, и общий эффект может быть очень заметным.