
Конечно, воры и раньше наносили магазинам ощутимый урон, ежегодно исчисляемый сотнями миллионов рублей. Но с приходом пандемии и общим падением доходов населения несуны распоясались. Тащат все, что плохо лежит: колбасу, сыр, алкоголь, икру, тушенку, молочную продукцию, конфеты и гречку...
Характерно, что долгие годы список товаров, которые «гурманы» пытались умыкнуть из супермаркетов, практически не менялся: все те же сыр с колбасой, бутылки с горячительным, консервы. Желание выпить-закусить — основной «двигатель экспроприации», а тут все компактно и, кажется, само просится за пазуху. Однако чем труднее жизнь за окном, тем шире ассортимент. И вот по итогам прошлого года в топ-10 предпочтений несунов добавились молочные продукты, кофе, сладости, фрукты и даже крупы.
Эти данные удалось получить с помощью специальной системы видеоаналитики, которая установлена во многих супермаркетах и умеет следить за поведением покупателей. Так вот, бдительная система в минувшем году зарегистрировала свыше 260 тысяч магазинных краж, что на треть превышает прежние показатели. Надо ли говорить, что далеко не все случаи воровства камеры разглядели и зафиксировали. И вот еще очень интересная цифра: на 30% вырос и средний размер ущерба от действий каждого воришки: с 1050 до 1400 рублей, что в целом укладывается в рамки реальной инфляции за последние 12 месяцев. Так что не стоит верить официальным рапортам Росстата, «удерживающего» уровень инфляции в рамках приличия, в районе 5-7%.
По словам экспертов, магазинные воры делятся на две группы: одни тащат все, что плохо лежит, чтобы самим поесть и выпить, вторые — на продажу. В первом случае на преступление людей толкает нужда: мужики, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, гастарбайтеры, потерявшие работу граждане. Во втором нередко злоумышленники обносят супермаркеты по наводке, по заказу. Да-да, на этом криминальном рынке есть спрос, который формируют небольшие магазины, забегаловки, специализированные группы в соцсетях, где в любое время можно приобрести из-под полы тот же алкоголь с большим дисконтом. Знающие люди говорят, что шоплифтеры, для которых кражи в магазинах — образ жизни, «наваривают» в месяц полторы-две сотни рублей и даже больше. В YouTube гуляет интервью (больше 2 млн просмотров!), где некий магазинный вор делится секретами своей профессии и уверяет, что за свою 14-летнюю карьеру вынес товаров на 70 млн.
По словам юриста Татьяны БЕЛОВОЙ, магазинное воровство может быть квалифицировано как административное и как уголовное преступление — в зависимости от нанесенного ущерба. «Если несун попался впервые, а сумма похищенного не превысила 2500 рублей, то деяние будет квалифицировано по статье 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение». С назначением штрафа, административного ареста или обязательных работ на срок до 120 часов. При повторной краже и более значительном ущербе это будет рассматриваться как уголовное преступление.
Сам бизнес оценивает потери от магазинных воров в среднем в 0,5% от оборота (в столицах повыше). Немного? Не скажите! Ведь средняя прибыльность этого бизнеса редко где превышает планку в 5-7%. Получается, десятую часть отдай воришкам?
Впрочем, по словам специалистов, куда большую опасность для торгового бизнеса представляет не внешняя, а внутренняя угроза. На долю покупателей, по статистике, приходится только треть от всех краж, остальной же ущерб ретейлу наносят его собственные работники. Вот и попробуй у-следить за каждым.