Вопрос непраздный. Ведь большинство членов Православной церкви в Америке — карпатороссы. И когда русский православный человек об этом узнает, он сильно настораживается. А кто это такие — карпатороссы? И откуда они? В памяти всплывает слово «Карпаты», потом слово «униаты». Не приведи Господь, почти католики! Между тем за сто лет своего православия в Америке карпатороссы привнесли в церковь свой уклад, который и стал особенностью американского православия.
Как-то меня пригласили в такой приход на традиционный рождественский концерт. Расположен приход в получасе езды от Нью-Йорка и известен своим гостеприимством и финансовой устойчивостью. И то и другое, как оказалось, также особенности карпаторосских приходов.
Храм стоит прямо посреди жилого района на собственной территории. Вероятно, когда-то такое расположение было чем-то обусловлено, но сегодня жителям приходится соседствовать с русской православной юрисдикцией, явно им безразличной. Храм огромный, что редкость для американского православного храма, и построен в стиле современной храмовой архитектуры, что типично для Америки вообще. Колокола с электрическим приводом. Территория огорожена, газон идеально подстрижен. Купола и вход высвечены софитами, ярко горит табло с названием храма и расписанием служб. Парковка вмещает столько машин, сколько потребуется даже на Пасху.
Прямо — вход в храм, справа — вход в лифт. Лифт перемещает инвалидную коляску между двумя этажами храма, работает всегда. Верхний этаж — храм, нижний — гостиная с кухней и сценой для театрализованных представлений. Большая гардеробная комната и другие подсобные помещения. Еще где-то в недрах есть офисы и библиотека. Центральный кондиционер. Отопление во всем здании. Дети ползают по полу — никто при этом не грязный. Ни пальто, ни зонты, ни сумки — ничего не исчезает. Это типовой храм обычного прихода — вот в это поверить труднее всего.
Роспись храма современная, но без вольностей — все каноны выдержаны. Никакой аляпистости и сусального золота, никаких буколических сцен под сводом купола. Громадные витражи по всем стенам и много рядов удобных скамеек со спинками и откидным порожком для коленопреклоненных молитв. Не скрою, русский человек, впитавший на родине основы бытового православия, сразу начинает чувствовать себя не в своей тарелке. Как будто он случайно забрел в католический храм, а там некстати батюшка с кадилом при всем облачении...
При входе свечная лавка — тетенька за прилавком улыбается и не пытается прибрать сдачу на «общую свечу». Никто не шикает, не делает замечаний по поводу одежды и головного убора. А могли бы! Женщины в храме в брюках и с непокрытой головой. Православная церковь в Америке еще на заре своего становления отказалась от бытовых основ русского православия — платка и юбки. Оказалось, что чистые волосы и длинные брюки вовсе не оскорбляют чувства верующих.
Дальше для российского ревнителя канонов бытового православия и вообще как ножом по сердцу: во время службы все сидят. Встают лишь при чтении Евангелия и в других ключевых местах службы. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах» — экуменизм в чистом виде, но здесь его поддерживают.
Итак, рождественский концерт, сделанный силами прихода под руководством профессионального семинарского регента: и программа, и вечерняя служба перед ней идут на английском языке. И славянская песня в завершении концерта — тоже на английском. В храме никто даже не перешептывается по-русски, что часто все же еще бывает в других приходах. Да и вообще, славянских лиц почти нет. Потом банкет, опять же силами прихода: все блюда заказаны из итальянского ресторана. Ни кусочка черного хлеба! Ни кусочка селедки! Ни миски квашеной капусты!
Ни-че-го! Ничего из того, что напоминало бы о том, что мы находимся в церкви русской православной юрисдикции. Интересно, о таком ли «американском православии» грезил святейший Тихон (Белавин), когда в начале ХХ века давал омофор карпаторосским униатским приходам? Хотя вряд ли он об этом в тот момент думал.
Но как бы то ни было, сегодня по такому приходскому укладу живет практически вся Православная церковь в Америке, которой в 1970 году Русской православной церковью была дарована автокефалия...