Прививка на 2,1 миллиарда евро

Путин пообещал кредит на новый автозавод

Владимир Путин принял участие в церемонии подписания соглашения между Fiat и российской компанией Sollers о создании совместного производства (СП). Новое предприя-тие будет выпускать 500 тысяч авто в год. По мнению экспертов, инвестиции в новые ав-топроизводства на фоне падения продаж выглядят как самоубийство.

Вчера был дан старт созданию второго по величине автомобильного завода в России. Итальянский концерн Fiat и компания Sollers заключили соглашение о создании предприятия для разработки и выпуска легковых автомобилей стоимостью 2,4 млрд. евро, из которых 2,1 млрд., как по-обещал на церемонии подписания Владимир Путин, даст в долг государство. Линейка продукции СП будет представлена девятью новыми автомобилями на платформе Fiat-Chrysler. Ожидается, что в год предприятие будет выпускать 500 тысяч автомобилей. Больше в России делает только «АвтоВАЗ».

Однако состояние отрасли, на фоне которого запускают новый автогигант, экспертов настораживает. «Строить завод после катастрофического падения продаж автомобилей — почти самоубийство», — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2009 году продажи автомобилей рухнули на 49% по сравнению с 2008 годом — до 1,46 млн. С начала 2010-го ситуация пока не изменилась: в январе падение составило 37% по сравнению с январем 2009 года.

«Никто, в том числе иностранные автопроизводители, не ожидал, что в России так упадут продажи из-за кризиса, — продолжает Целиков. — Все новые производства, создаваемые у нас, рассчитаны только на восстановление спроса». По его мнению, говорить о рентабельности новых автозаводов можно, только если продажи вернутся на уровень 3 млн. автомобилей в год, то есть вырастут вдвое по сравнению с 2009-м.

Все иностранные автоконцерны, открывшие сборку в России, по итогам 2009 года снизили продажи: Volkswagen — на 22%, Ford — на 64%, Toyota — на 54%. По результатам января в плюсе оказался только Renault — рост на 12%.

По мнению Целикова, отечественный автопром напоминает больного человека, хотя и не безнадежного. «Отрасль упала на дно. Увы, меры господдержки дали незначительные результаты, — отметил Целиков. — По программе льготного кредитования было продано лишь 5% общего объема легковушек, программа „деньги в обмен на старый автомобиль“ обеспечит около 15% новых покупок. А бесплатная поставка автомобилей на Дальний Восток и вовсе провалилась».

Севастьян Козицын из ИК «Брокеркредитсервис» констатирует: иностранцам рискованно сегодня вкладывать в Россию. «Совместные проекты основаны на докризисных контрактах, — отмечает он. — Но и российский автопром пока не безнадежен: государству нужно активнее поддерживать покупателей». Целиков уверен: весной российский авторынок начнет оживать, чему будут способствовать сезонный фактор и общее восстановление экономики.

Цифры

Фокус «Труда»

Сокращенных — больше 105 тысяч

Кризис больно ударил по автопрому. С осени 2008 года в общей сложности в отрасли уволено 105 500 человек. Самые большие потери — 58 000 сотрудников — понесла «Группа ГАЗ». На предприятии продолжают работать 60 000 человек. Из почти 110 000 сотрудников «АвтоВАЗа» на своих местах остались 77 000. Компания «ИжАвто» сократила 45% своего персонала — 2400 человек. На «КамАЗе» увольнять людей стали сразу после начала кризиса. Официально сократили 1500 человек, еще 9000 уволились сами (это почти 10% штата). «GM-АвтоВАЗ» расстался с 400 сотрудниками.