СИГАРЫ ИЗ ПОГАРА

Чем примечателен 9-тысячный городок Погар? Некогда выращивали тут сорт лука, известный по всей стране. Есть еще музей палеолита. Но вот главное, что преподносится гостям как исторический факт: сигары местной фабрики курил сам сэр Черчилль. Это никто не берется оспаривать. И мы не будем.В начале XX века внуки рижского промышленника Рутенберга построили здесь сигарную фабрику. С той поры табачный дым (изысканный, а все равно ядовитый) смешался со здоровым мещанским духом Погара. Уездное крестьянство выращивало табак не только для фабриканта: 200 тысяч пудов отправлялось во Францию, Варшаву, Гродно и Ригу. Дело было столь доходным, что вытеснило даже производство пеньки.

Далее история гласит: во время второй мировой погарскую фабрику перевезли в Саратов. Перебрался сюда и лучший сигарник Иван Алексеев. Как-то ему доставили правительственную телеграмму: должен немедленно прибыть в распоряжение Наркома пищевой промышленности. Недоумевающего мастера посадили в самолет и доставили для начала в Генштаб. Там генерал спрашивает: мол, знаешь ли ты, Иван Алексеев, что погарские сигары полюбились английскому премьеру? И вот Сталин решил во время Тегеранской конференции подарить их союзнику. Тремя ящиками осчастливили Черчилля.
На фабрике по сей день используются деревянные формы для сигар, привезенные из Германии в 1862 году. Такая же "старушка" - сушилка табака - стоит и в подвале. Ее берегут, хотя уже давно не используют. Погарцы вообще чтут не столько продукцию (хотя борьба с курением до этих краев пока не дошла), сколько историю фабрики. Потому столь болезненно они восприняли недавние баталии вокруг предприятия. Теперь москвичи стали тут хозяевами. Вроде бы и неплохими, даже увеличили число работающих до 900 человек, но им еще нужно стать и настоящими погарцами. Потомственные сигарники отличаются степенностью. Даже такие молодые, как Валерий Лезнай. Раньше-то он курил обычные сигареты, но как технолог должен был пробовать свою продукцию. И пристрастился. Уже и не помышляет порвать с вредной привычкой...
На страницах местной газеты "Вперед" Владимир Иванцов подсчитал, что выращивать табак в 4 раза прибыльнее, чем зерновые, уговаривал крестьян возродить былое табаководство. Не убедил. Хотя треть сельских хозяйств - на последнем издыхании. Прежде в районе под картофель отдавали 6 тысяч гектаров, нынче - только 200. Впрочем, и табак редко у кого дает неплохой урожай.
По-моему, по части "хобби" погарцы делятся на краеведов и джазменов. С первыми - ситуация очевидная. 17 лет назад за городом откопали некие жилища из костей мамонтов. Взглянуть на них приезжали даже профессора из США. А до того, еще при советской власти, их соотечественница-американка пыталась пробраться в эти места тайком от КГБ. Жилища гигантов напоминают огромные перевернутые гнезда аистов, только вместо хворостин - бивни, ребра, позвонки да огромные зубы. В такой хате, накрытой шкурами мамонта, могли жить 4 - 5 древних людей. После того как археологи откопали всю стоянку и отчистили кости, стало ясно, что лучше ее не транспортировать, а оставить на месте. Пристроили стены и жестяную крышу - так появился музей "Палеолит", куда бывшие партийные секретари любили привозить гостей города. Смотритель музея уверяет, что здесь водятся духи. Он лично их не видел, но одному, говорит, тут лучше не находиться.
Директора Леонида Гришина беспокоят не столько духи, сколько воры. Столько раз уже взламывали дверь музея и пытались вынести бивень. Пока, к счастью, безуспешно.
Погар был под поляками, литовцами, входил в Черниговскую губернию и "черту оседлости". И до сих пор в здешнем говоре можно "отловить" украинские, белорусские, литовские и еврейские слова. Общению это не помеха.
Но что еще объединяет многих, так это джаз. Корни увлечения тоже следует поискать в истории. В 1914 году капельмейстер Валентин Брук создал оркестр, не предполагая, что заразит мещан, купцов и кузнецов (в городе было 120 кузниц) неведомой до того страстью. Брука, как и многих погарских евреев, расстреляли фашисты, но остались у музыканта и у "надежды маленьких оркестриков" последователи.
Особенно замечательны погарские барабанщики, время от времени погружающие в ритмический восторг весь город. Их лидер - Сергей Бирюков. Вот он садится за барабаны, прикрывает глаза - и на вас вдруг обрушивается завораживающий, нескончаемый град импровизаций... Бирюков блаженствует, это состояние может продолжаться часами. Брат Сергея - Геннадий - играет в оркестре на трубе. Он директор музыкальной школы, дирижирует духовым оркестром. В общем, дело Брука живет в руках Бирюковых.
...А на Южном полюсе возле российской станции на столбе обозначено: "От Антарктиды до Погара - 15 146 км". Видно, и тут побывал кто-то из погарцев, чем и прибавил известности маленькому тихому городку в Брянской области.