ЧЬИ "ПАЛЬЧИКИ" ОСТАЛИСЬ?

Столичные власти обнародовали план мероприятий по борьбе с преступностью в Москве в этом году. Программой, в частности, предусмотрена значительная активизация дактилоскопической регистрации.

Означает это лишь одно: москвичи упорно не желают оставлять отпечатки своих пальцев в банке данных родной милиции. На этот шаг решились менее тысячи человек. В целом по России после вступления в силу c 1 января 1999 года Закона о государственной дактилоскопической регистрации, "откатали пальчики" 30 тысяч человек. А ведь предполагается, что только обязательную процедуру пройдут 20 миллионов россиян. При таких темпах полезное начинание растянется на десятилетия.
Естественно, что в столичном ГУВД по этому поводу удовлетворения не выражают. Получается, что напрасно ждут клиентов в 165 паспортных столах столицы, где вся процедура занимает менее получаса. Очередей, в чем довелось убедиться лично, там нет. Проводится регистрация бесплатно. При себе лишь необходимо иметь паспорт с отметкой о прописке. При помощи краски специалист поможет вам оттиснуть восемь пальцев, затем обе ладони, а уже потом - большие пальцы. К сожалению, компьютерные сканеры пока редкость.
В паспортном управлении столичной милиции нежелание людей пройти дактилоскопическую регистрацию объясняют опасениями возможных неприятностей. И категорически с этим не согласны.
"Законопослушному гражданину нечего бояться того, что он попадет в милицейскую картотеку. Получаемая информация является строго конфиденциальной и не может быть направлена во вред человеку. Но в этом случае криминалисты получают возможность идентификации большого числа неопознанных пострадавших. Только в Москве на учете состоит несколько тысяч неопознанных трупов, а также большое количество людей, в основном пожилого возраста, утративших связь с родственниками. Если бы они в свое время прошли дактилоскопию, моральный ущерб был бы гораздо меньшим".
Картина не из приятных: каждый месяц в столице теряются сотни граждан, страдающих провалами памяти. Наличие отпечатков в картотеке позволило бы родственникам их отыскать.
Сложнее приходится Подмосковью. Когда по весне сходит снег, начинается сбор "подснежников" - так несколько цинично на милицейском жаргоне называют трупы. Они вытаивают из сугробов, всплывают в полыньях, обозначают себя запахом в подвалах и чердаках... До полутора тысяч "подснежников" ежегодно. По России в целом за 5 лет количество неопознанных трупов, находящихся на учете, достигло 30 тысяч. Свыше 50 тысяч граждан считаются без вести пропавшими. Среди них - жертвы преступлений, катастроф, боевых действий.
Генная идентификация граждан важна из-за массы проблем, связанных с опознанием людей, погибших в "горячих точках", стихийных бедствиях, крупных авариях.
События в Чечне, как в первой, так и нынешней кампании, красноречиво показали, насколько важна эта процедура для идентификации погибших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
За рубежом для некоторых категорий граждан обязательная дактилоскопия существует давно. В США, например, ей подвергаются представители профессий так называемого повышенного риска: военные, полицейские, транспортники, шахтеры...
Недавно Федеральное бюро расследований (ФБР) США сообщило о новой электронной системе проверки отпечатков пальцев, которая позволяет за нескольких часов идентифицировать личность человека, на что раньше требовались месяцы. Стоимость новой системы - 640 млн. долларов.
В настоящее время различные службы, ведомства, министерства и компании, где требуется предварительная проверка при приеме на работу, ежедневно направляют на работу в ФБР по почте более 50 тыс. отпечатков пальцев. Ранее экспертам приходилось месяцами сопоставлять эти отпечатки с имеющимися в "архиве" бюро 34 млн. индивидуальных карточек. Процесс идентификации затягивался, что нередко приводило к тому, что преступники оказывались на свободе.
На разработку новой системы ушло 10 лет. Теперь лаборатории полиции и спецслужб способны дать ответ на запрос в течение нескольких часов. Специальные компьютеры проделывают такой объем работы, на который одному человеку потребовалось бы 160 лет.
Во Франции система несколько иная: там хранят отпечатки всех, кто имеет водительские права. Понятно, что это основная часть населения.
К процедуре дактилоскопии как к выполнению гражданского долга относятся в Израиле, где дактилоскопическому учету подлежат все военнообязанные, что на практике означает практически все население страны.
В Болгарии вступила в действие система раскрытия преступлений по отпечаткам пальцев злоумышленников. Деньги в сумме 4,5 млн. марок для этого согласно специальному постановлению правительства выделила...Германия. Слишком часто тревожат их болгарские преступники, поэтому немцы и решили: лучше не скупиться и арестовывать их на родной земле, чем дожидаться "визитов" в Германию. Центральный процессор смонтирован в Софии, а приборы снятия и сравнения отпечатков разместятся еще в шести региональных центрах и на восьми КПП на границе. Вся процедура очень проста: гражданин кладет руку на прибор и менее чем за минуту приходит информация о том, фигурируют ли его отпечатки в полицейском регистре. Для государств Восточной Европы эта система, успешно работающая в западных странах, в новинку. Система позволяет сравнивать отпечатки по 15 признакам, что в два раза точнее, ведь криминалисты работали с восемью признаками.
Не предусматривает всеобщей дактилоскопии российский закон. Он, как отмечают специалисты, лишь делит жителей страны на тех, "кто должен пройти дактилоскопию, то есть оставить в банке данных отпечатки пальцев, и тех, кому это необязательно".
К первой группе относятся граждане, чья профессия сопряжена с риском: военные, сотрудники правоохранительных органов, ликвидаторы последствий стихийных бедствий, водители, журналисты. "Игра на пианино", как любят выражаться оперативники, обязательна также для людей, не способных по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о себе. Речь идет о людях с психическими отклонениями, стариках, страдающих потерей памяти, маленьких детях. Найти таких людей без дактилоскопического учета невозможно. Без этой процедуры не получить статус беженца, а также не обзавестись огнестрельным оружием.
Кроме того, по закону в банк данных будут заноситься отпечатки пальцев иностранцев, проживающих на территории России. Это не случайно: их в России 600 тысяч, а количество совершаемых ими преступлений за последние пять лет увеличилось в 7 раз.
Для всех остальных дактилоскопия - добровольна и осуществляется лишь по заявлению самого человека или родственников, если речь идет о детях и стариках.
В нашей стране, по мнению специалистов, "долгие годы пропагандировалась точка зрения, что дактилоскопия является ущемлением человеческого достоинства, и наличие отпечатков пальцев в милицейских учетах якобы определяет статус гражданина как потенциального преступника". Данный психологический аспект, вероятно, и стал некоторым тормозом для добровольного прихода граждан на регистрацию. Существенным шагом для популяризации дактилоскопи- ческой экспертизы может стать публичная регистрация видных деятелей политики и культуры. В этой связи памятен исторический факт, когда премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль публично "откатал пальчики" своей внучки.
Ежегодно в России с помощью дактилоскопических карточек раскрывается свыше 20 тысяч преступлений. Это немного, учитывая, что их общее число составляет почти три миллиона. Изменение статистики в лучшую сторону, судя по первым итогам внедрения закона, пока не предвидится.
В некоторых регионах России решили "не ждать милости от природы" и сами пошли "в народ" - на предприятия, в организации. После предварительного убеждения десятки людей соглашаются пройти дактилоскопическую регистрацию. Но это вряд ли решит проблему в целом...