Денег много, а счастья нет

Впору взывать к московскому мэру: Сергей Семенович, родненький, приезжайте к нам на полставки губернатором поработать!

Накануне Нового года в петербургском метро провалились ступени на станции «Сенная площадь». К счастью, обошлось без жертв. Вечером на место прибыли аварийные службы. Станция с тех пор — уже три недели — закрыта, и, говорят, на восстановительные работы потребуется еще месяца два. Выяснилось, что просадка ступеней лестничного марша произошла из-за коррозии арматуры монолитной железобетонной плиты, установленной в основании.

Никогда такого не было, и вот опять... Бессмертные слова Виктора Степановича Черномырдина в который раз выплывают из памяти. На той же «Сенной» на этом же самом входе в июне 1999 года обломился 20-тонный бетонный козырек наземного вестибюля. Тогда погибли семь человек, 12 были ранены. С грохотом лопнула арматура, изъеденная коррозией за 36 лет эксплуатации при постоянной вибрации, перепадах температуры. Виновными за обрушение назначили анонимных строителей с проектировщиками и жаркую погоду: эксперты посчитали, что причиной обрушения послужил «перегрев бетона и арматуры». В этот раз все с точностью до наоборот: виноваты «атмосферные осадки и реагенты для противогололедной обработки». Так сообщили в метро. Тогда жара, теперь мороз, осадки и реагенты, а довела до ЧП та же коррозия арматуры, по чистой случайности не приведшая к жертвам.

Буквально накануне обрушения полиция передала во Фрунзенский суд Петербурга уголовное дело о крупном хищении при аудите пожарных рисков. Пресс-служба ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти поделилась подробностями. Итак, в 2017 году ГУП «Петербургский метрополитен» заключил с ООО «Альтернатива» договор на проверку соответствия объектов подземки требованиям пожарной безопасности. «Согласно условиям договора, специалисты компании должны были обследовать все помещения станций метро, включая наземные и подземные вестибюли, разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и дать свое заключение об их соответствии требованиям пожарной безопасности». Контракт подрядчики заключили на 92 млн тогдашних рублей, но экспертиза показала, что реальная стоимость выполненных работ составила 30,6 млн.

Простая арифметика. Следствие считает, что бюджету Петербурга причинен ущерб на 61,4 млн, именно этой суммой «фигуранты распорядились по собственному усмотрению». В многомиллионном мошенничестве подозреваются 42-летний бывший сотрудник службы пожарной безопасности подземки и 40-летний гендиректор компании-подрядчика. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере) грозит фигурантам лишением свободы до 10 лет. Это все — и обрушение на «Сенной», и липовый аудит пожарных рисков — красноречиво говорит об эксплуатации подземки и ее безопасности.

А вот как метро строят. Экс-директору «Метростроя Северной столицы», заместителю председателя городского комитета по транспорту Владимиру Шмидту и экс-председателю комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрею Левакину предъявлены обвинения по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий»). По этой статье фигурантам грозит лишение свободы на срок от трех до десяти лет. Силовики задержали высокопоставленных чиновников опять же под Новый год. По версии следствия, в феврале 2022-го Андрей Левакин, будучи председателем КРТИ, принял решение о выполнении «Метростроем Северной столицы» строительно-монтажных работ по пересадочному узлу между станциями «Путиловская» и «Кировский завод», хотя государственная экспертиза не дала положительного заключения на проведение работ. Владимир Шмидт, понимая незаконность этого решения, все же поручил организовать не предусмотренную проектом строительную площадку.

«В результате незаконных действий Левакина и Шмидта АО «МССС» на указанной строительной площадке организовало выполнение строительных работ, в том числе: работы по переносу сетей, устройству забора, бытового городка, вырубке деревьев, срезке плодородного слоя почвы, укладке железобетонных плит, заливке кондукторной плиты, вырубке торцевой стены, проходке восходящей штольни малого наклонного хода на общую сумму 37 541 803 рубля». Шмидт, занимавший должность гендиректора АО «Метрострой Северной столицы», вышел за пределы возложенных на него полномочий«.

В результате с февраля по сентябрь 2022 года проведены работы на сумму более 37 млн рублей, которые оказались невостребованными. Затем «возникла необходимость» в ликвидации последствий выполнения указанных работ на сумму более 22 млн рублей, сообщают в СКР. Бюджету города снова причинен ущерб на сумму около 60 млн рублей. По местам жительства и регистрации обвиняемых проведены обыски. Обвиняемые вину не признали. Суд на период предварительного расследования запретил фигурантам покидать пределы Петербурга, посещать комитет по развитию транспортной инфраструктуры, АО «МССС», общаться с участниками по делу, а также с действующими и бывшими работниками КРТИ и «Метростроя». Но что значат эти запреты, если Владимир Шмидт остается заместителем председателя комитета по транспорту? На совещаниях в Смольном он выходит из зала, как только появляются представители КРТИ? Эти новые (старые) руководители «Метростроя» и комитетов транспортного блока городского правительства, без конца совершающие кульбиты из Смольного в «Метрострой» и обратно, еще ничего не построили, а им уже предъявляют серьезные обвинения.

Просто напомню, что несколько лет назад городские власти с энтузиазмом банкротили предыдущий «Метрострой», ему на смену пришел «Метрострой Северной столицы» («МССС»), который возглавил Владимир Шмидт в конце 2020 года. Спустя два года он покинул должность директора «МССС», перейдя на работу в комитет по транспорту... И т. д. и т. п. Такое впечатление, что никто ничего строить и не собирается. Так, денег намыть из бюджета.

Губернатор Александр Беглов жалуется, что строить метро, оказывается, трудно. То причину медленного продвижения строительства подземки он видит в устаревшем оборудовании. То возникают проблемы с банками, у которых в залоге это оборудование находится. То не хватает сотрудников, то мешает земельный вопрос: участки, на которых предстоит строить новые станции, принадлежат частникам. Но уже обновлен технический арсенал, уже закуплены на миллиарды рублей породопогрузочные машины, роботы-разрушители и другое оборудование. В деньгах, кстати, федеральный бюджет Петербургу не отказывает, денег много. А счастья нет. Как и новых станций метро.

В 90-е годы в Петербурге построили пять станций метро, в 2000-е — шесть. В 2013 году, при губернаторе Георгии Полтавченко, петербуржцам пообещали 20 новых станций до 2020 года, но к указанному сроку открыли лишь восемь. Губернатор Беглов все время рассказывает, как еще чуть-чуть — и местная подземка начнет бурно развиваться и процветать. В 2021 году правительство Петербурга заключило с «МССС» контракт на сумму почти 603 млрд рублей. По нему компания обязалась построить 20 новых станций метро и реконструировать 12 существующих до 2032 года. Правда, в «МССС» в 2023 году сменился уже второй гендиректор. В 2024 году в Северной столице планируется открыть три новые станции. Для сравнения: в Москве с 2011-го по 2023-й запустили 114 новых станций.

Может, пора петербуржцам идти на поклон к столичному мэру? Сергей Семенович, родненький, челом бьем, приезжайте к нам на полставки губернатором поработать. А что? Вон Валерий Гергиев руководит пятью театрами, включая Большой. Глядишь, и Собянин справится.

P.S. Днем 30 декабря при строительстве станции метро «Горный институт» в Петербурге молодого рабочего увезли в больницу скорой помощи в тяжелом состоянии. В «Метрострое Северной столицы» рассказали, что работник получил травмы, упав в котлован, где строится вестибюль. Врачи борются за его жизнь. После случившегося на месте работала следственно-оперативная группа. Станцию метро «Горный институт» планируют сдать в 2024 году.