В нашей и без того не слишком свободной стране граждане вдруг затосковали по цензуре. О чем свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМа: 63% респондентов посчитали правильным ввести цензуру СМИ. Причем костяк этой части аудитории составляют женщины от 45 лет и активные потребители ТВ-контента. Стоит ли ждать дальнейшего ужесточения уже существующих сегодня ограничений?
Георгий Бовт, публицист
— Кремль и без отмены конституционного положения о запрете цензуры с успехом пользуется всевозможными ограничениями. К слову, опираясь при этом на нетерпимость нашего общества к любому иному мнению. Такая нетерпимость имеет глубокие корни. Ни в Российской империи, ни при Советах не существовало подлинной свободы слова, не было культуры инакомыслия, полноценных споров и дискуссий. Последние 30 лет относительных свобод, как оказалось, многие наши граждане не оценили. Предполагаю, власть продолжит эксперименты с ужесточениями — для своего комфорта элита заинтересована закрывать как можно больше информации. Что будет дальше с запросом россиян на цензуру? Поживем — увидим. Сначала должно наступить похмелье от той цензуры, которая уже с нами. А до него, похмелья, нам еще идти и идти.
Павел Салин, политолог
— Можно предположить, что с помощью таких вот опросов власти зондируют почву. Вероятная цель: ужесточить и без того суровые цензурные реалии. Результаты опроса меня не удивляют, уж слишком запросы в нашем обществе разнонаправленны. Благодаря навязанной сверху повестке лоялисты, скорее, поддерживают возможные ужесточения. Люди, думающие самостоятельно, не так зависимы от телевизора, от пропаганды, и вряд ли они в восторге от дальнейшего завинчивания гаек. Но такие всегда в меньшинстве.
Евгений Минченко, политтехнолог
— Аргументы, которые используют сочувствующие цензуре респонденты, уже учтены существующими законами. Есть же такие вполне официальные формулировки, как «недопущение паники», «недостоверная информация», «дискредитация»: Кажется, сторонники ужесточения ограничений ломятся в открытую дверь. В обществе есть незначительный рост числа приверженцев цензуры, но это временное явление, в основном связанное с фактором военной операции.
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий
— За цензуру во все времена выступало немало людей, особенно если речь о морально-нравственных вопросах. В советское время многие не испытывали дискомфорта от цензуры политической: люди просто не знали мира без нее. А потом узнали и три десятилетия успели пожить в условиях относительных свобод. Но, как выяснилось, все имеет свойство возвращаться на круги своя. На фоне внешнеполитических факторов вырос запрос на политическую цензуру, увеличилось число доносов. Однако молодые люди, не заставшие СССР и успевшие пожить в условиях относительных свобод, едва ли тоскуют по цензуре. Думаю, это обстоятельство осознают и власти.
Едва ли из Конституции вычеркнут пункт о запрете цензуры, скорее, в нынешней обстановке СМИ и представители культуры, шоу-бизнеса будут сами строже следить за словами. Хотя задача это непростая. По моим ощущениям, Кремль заботят скорее морально-нравственные ограничения. Но как вести себя эстраде, шоу-бизнесу, чтобы не разозлить увлекшуюся консерватизмом власть и не растерять аудиторию? Ведь существуют целые направления музыки, живописи, кино, которые не загнать в консервативные рамки... К слову, если показывать в кино правильные фильмы про правильных героев, кассы не соберешь. Это понимали даже при советской власти.