«Золотая маска»: двадцать восьмая примерка

Старт главному национальному театральному фестивалю 2022 года дал Пермский балет

На сцене московской Новой оперы состоялось официальное открытие конкурсной программы XXVIII Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Честь первого выступления выпала Пермскому академическому театру оперы и балета имени П. И. Чайковского, привезшему в столицу сразу четыре спектакля.

Из отсмотренных за прошлый год экспертами 1165 постановок 81 попала в конкурс «Золотой маски». И это, как подчеркнула заместитель министра культуры, статс-секретарь Алла Манилова, далеко не только Москва и Петербург: 75 процентов афиши праздника обеспечили регионы общим числом 17, представляющие Поволжье, Урал, Сибирь, Юг России… Кроме того, фестиваль, добавила гендиректор премии Мария Ревякина – это и две внеконкурсные программы «Маска плюс» и «Детский уикэнд», трансляции спектаклей в кинотеатрах страны и на интернет-платформе Okko.

Во время выступления третьего спикера, гендиректора Пермского театра Довлета Анзарокова из зала спросили: а где Артем Абашев? Опередив коллегу, Ревякина ответила, что все в порядке, дирижер на месте. И действительно, показанная вслед за тем трехчастная программа подтвердила, что несмотря на все кадровые подвижки (пару недель назад Артем Ильдарович ушел с поста главного дирижера театра, да и постановщик двух из показанных спектаклей Антон Пимонов назначен главным балетмейстером лишь в мае 2020-го) творческая форма, в которой находится коллектив, великолепна.

Это доказал уже балет Пимонова «Озорные песни» на вокальный цикл французского классика ХХ века Франсиса Пуленка Chansons gaillardes, в котором три пары танцовщиков в разнообразных юмористических, печальных, иронических микросюжетах явили поразительную коордиинацию с баритоном Константином Сучковым и тем самым Артемом Абашевым, выступившим «для разминки» не как дирижер, а как концертмейстер-пианист.

Своеобразным сиквелом (а может быть, приквелом, поскольку это более ранняя работа театра) стал обаятельный своей холодной грустью спектакль «Когда падал снег» британского хореографа Дагласа Ли, где гипнотические движения опять-таки трех пар плюс еще один солист визуализировали медленно ниспадающие интонации саундтрека Бернарда Херрманна к фильмам «451 градус по Фаренгейту» и «Пешая прогулка» (сериал «Сумеречная зона»).

Наконец, в третьем отделении вновь продемонстрировал свои авторские амбиции Антон Пимонов, Артем Абашев занял-таки место за пультом оркестра, и вместе с пианистом Алексеем Сучковым, а также 24 танцовщиками они исполнили «Концерт №5» на одноименное, незаслуженно редко исполняемое произведение Сергея Прокофьева, коллективно воссоздав суховатое оживление и «спортивный» энтузиазм 1930-х годов, когда писалась эта музыка, в то же время насыщенная лирическими прорывами огромной силы: люди сохраняли способность любить друг друга и свою страну даже в ту нелегкую пору.

Завтра, 13 января, у Пермской оперы спектакль «Любовь к трем апельсинам» на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Параллельно в стенах Большого театра идет показ другой работы, выдвинутой на «Золотую маску» – авторского проекта балерины Ольги Смирновой Poctscript. А подведут итоги более чем трехмесячного фестивального марафона 20 апреля на площадке все того же МАМТа.