В прокате с треском провалился проект Первого канала
В новогодние дни провалился в прокате самый разрекламированный проект Первого канала — «Союз Спасения». Несмотря на усилия самых рейтинговых телеведущих, которые не щадя себя превозносили этот кинопродукт, зритель не купился на пропагандистскую поделку.
С начала проката 26 декабря фильм собрал менее 450 млн рублей. Эксперты кинобизнеса полагают, что он вряд ли отобьет вложенные в него средства. Впрочем, дело не только в деньгах. Показателен эфир Первого канала с участниками проекта. На вопрос ведущего исполнитель роли Бестужева-Рюмина Иван Янковский (внук всеми любимого Олега Ивановича) сказал, что он «за декабристов и будущее за молодежью». И все в студии понимающе заулыбались: молодой, горячий!
Константин Эрнст со знанием дела приговаривал: «Если бы декабристы победили, была бы многолетняя Гражданская война». Ему вторил сценарист Никита Высоцкий: «Страна была готова к Гражданской войне!» (С чего только они это взяли?) Бунтовать бессмысленно, декабристы заблуждались искренне, а Николай I тоже не виноват — вот нехитрый посыл этой феноменально скучной агитки.
Эх, ребята, за такими песнями и в такую даль! Какой сюжет загубили! С беспрецедентно высокой государственной финансовой поддержкой — 800 млн рублей вложено в эту компьютерную реконструкцию. Про реконструкцию тут сказано не для красного словца — именно так чистосердечно отрекомендовал свой фильм Константин Эрнст.
«Выпьем шампанского и застрелимся», — повторяет персонаж Янковского в бесконечных трейлерах на Первом канале. Если кто-то думает, что за этим призывом последует развитие событий, пусть не заблуждается: все яркие кадры уже показаны в рекламных роликах.
О режиссуре тут говорить и вовсе бессмысленно. Что там бормочет беспомощный сенатор (Сергей Колтаков)? Он сначала вроде как поддерживает восставших, а потом всех упрекает — почему? Зачем суетится на площади Бестужев в меховой шапке (Антон Шагин)? А к чему явление «диктатора» Трубецкого (Михаил Матвеев)? Что они там вообще все делают? То ли конституции им подавай, то ли севрюжины с хреном. Сидели бы дома, ваше благородие, новый 1826 год бы встречали:
«Кино — это форма проговаривания времени, человеку будет легче жить после этого», — навязывает Константин Эрнст нам свои фантазии, в которых артист Леонид Бичевин томно вздыхает, глядя на артистку Софью Эрнст. В подлинной, а не выдуманной истории декабристов, как известно, открылись такие женские судьбы и характеры, что ими были заворожены Пушкин и Некрасов. Но авторы фильма не нашли ничего лучше, чем навыдумывать каких-то ходульных персонажей в красивых дорогих костюмах.
И никого из них не жаль. Разве что жаль себя, когда приходится наблюдать, как тужится артист Александр Домогаров, изображая Милорадовича. Как тут не вспомнить стихи Пушкина про «лица, полные воинственной отваги», посвященные героям знаменитой Военной галереи Эрмитажа, многие из которых вышли в 1825 году на Сенатскую площадь. Тем, кто их видел, смотреть на всадника Домогарова больно и смешно. Помним мы и как выглядел Александр I, который, по версии авторов фильма, зарезался бритвой!
В общем, кому интересно это декабристское садо-мазо от Первого канала с добиванием Домогарова штыком после выстрела Каховского, пусть смотрят. Но идею министра культуры включить занудную фальшивку в обязательную школьную программу поддержать не могу. А между тем уже есть сведения, что учащихся школ по всей стране сгоняют в кинотеатры на фильм «Союз Спасения».
Но я, например, смотрела фильм в пустом зале, «неорганизованный» зритель не поддержал эти пропагандистские потуги. Зато безошибочно выбрал остроумную комедию «Холоп» режиссера Клима Шипенко, которая в первые же дни в прокате поставила рекорд, собрав более миллиарда рублей. Фильм о том, как современный молодой «мажор» попадает в Россию XIX века и постепенно становится человеком, вовсе не призывает воспитывать молодежь на конюшне. Но не стоит забывать, что и благородные воспитанники Царскосельского лицея каждый день вставали в 6 утра на молитву, гимнастику, завтрак, уроки...