На днях один из думских старожилов, бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский раздавал в центре Москвы деньги со словами: «Холопам, крепостным!» Как это понимать? Неужто и впрямь еще осталось холопство на Руси?
Максим Шевченко, политолог, депутат Заксобрания Владимирской области
— Жириновский сотворил перформанс. Своеобразная пощечина общественному вкусу, акт гротеска, если угодно — зеркало для общества. А те, кто деньги у него брал, и есть холопы и крепостные. Так еще можно назвать людей, готовых беспрекословно доверить свою судьбу господину. Вспомните, какой низкой была явка на московских выборах. Думаю, показушной акцией Жириновский намекал в том числе и на пассивность столичного избирателя. При этом сам Владимир Вольфович далеко не холоп. Это самодостаточный игрок, он удачно вписался в систему.
Николай Некрасов, работник музея, Ленинградская область
— Наш народ социально не защищен, то есть во многом раб существующих социально-экономических отношений. Чтобы жить или хотя бы выживать, многие принимают сложившиеся правила игры. А правила эти появились не на ровном месте, это плод деятельности власти и крупного капитала, частично с ней сросшегося. Жириновский, конечно, повел себя неэтично, оскорбительно, но это оговорка по Фрейду.
Максим Кононенко, публицист
— Раздача денег — традиционный праздничный прием Владимира Вольфовича. Народ радостно принимает купюры, потом дома за Жириновского поднимают рюмки, а ЛДПР получает новые голоса на выборах. Думаю, на слово «холоп» никто у нас давно не обижается. В каждой сфере, на каждом этаже есть некое неформулируемое руководство, неподотчетное тем, кто снизу. Начальство стало размытой структурой. Но оно есть, и подчиняются ему разнообразные типы бессловесных подчиненных. Но кто сказал, что это плохо?
Ольга Крыштановская, социолог
— За поступками Жириновского — явная показуха. Он мог бы тихо перевести деньги в благотворительный фонд, но предпочел раздавать их публично. Но за этими показушными жестами — презрение к людям, расхватывающим эти купюры. Жириновский хотел продемонстрировать, что готов делиться с нуждающимися, но сделал это в присущей ему скандальной манере. А слово «холоп» — так, вишенка на торте. Разве может быть вся страна холопами? Холоп — это слуга, который служит хозяину денно и нощно. К слову, и до лидера ЛДПР богатые и известные натурально сорили деньгами. Вспомните самолетики из купюр, которые запускал основатель «ВКонтакте» Павел Дуров.
Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы
— Это акция открытого цинизма. Владимир Вольфович демонстрирует глубинные мотивы своего поведения. Всю свою карьеру он сделал в том числе на том, что унижал часть населения, использовал это для своих целей: попадания в Думу, поддержания статуса приближенного к трону человека. Он всегда относился к людям как к холопам и крепостным, которые падки на подачки, и вот сейчас решил окончательно сбросить фиговые листки. Впрочем, брать деньги из его рук подходили представители электората ЛДПР, прочие люди бы не стали. Юридически, конечно, никаких холопов давно нет, но психологически такая категория жива. Это те, кто готов на любые унижения перед начальством. Но разве сам лидер ЛДПР иначе относится к верховной власти?