Новогодняя эйфория выветрилась еще не изо всех голов
На дворе уже почти две недели наступившего года, и подавляющее большинство сознательных граждан вернулись в рабочий ритм, потихоньку забывая про очередные затяжные праздники. Тем более все потратились на угощение, а многие — на поездки в иные края, и снова надо деньги зарабатывать.
Однако, судя по лентам новостей, новогодняя эйфория выветрилась еще не изо всех голов. Уж больно специфические инициативы посыпались в первые дни 2018-го из недр правительства и парламента. Депутаты и чиновники дружно бросились на борьбу с «зеленым змием». Видимо, законодатели знают про электорат больше, чем само население.
Судите сами: уже 5 января, когда самые усидчивые любители застолий доедали оливье, депутат Госдумы Виталий Милонов предложил Минпромторгу изменить правила продажи спиртных напитков. Как считает депутат, алкоголь необходимо снять с открытых прилавков и упрятать буквально под прилавок, как это уже сделано с сигаретами.
В своем письме главе ведомства Денису Мантурову народный избранник написал, что открытые витрины со спиртным — «один из способов незаконной рекламы» алкоголя. «Полки с алкоголем не должны находиться на самых видных местах в торговых помещениях и должны быть перенесены в специальные огороженные пространства, где их не будут видеть дети и подростки, как это реализовано на примере продажи табачной продукции».
Уж не знаю, при чем здесь дети. Сейчас ни в одной торговой точке без предъявления паспорта банку пива не продадут, потому как наказание последует неумолимо. Ни в коем случае не хотелось бы выражать необоснованные подозрения, но любой нарколог вам расскажет, что подобную личную неприязнь к бутылкам и этикеткам, как правило, испытывают граждане, внезапно прекратившие долгое и сознательное употребление алкоголя, — так называемые завязавшие.
А 10 января еще большую нетерпимость к закладывающим за воротник гражданам проявили члены Совета Федерации — сенаторы Татьяна Кусайко, Валерий Рязанский, Игорь Каграманян, Александр Башкин и примкнувший к ним депутат Госдумы от «Единой России» Николай Говорин. Они все вместе потрудились (неужто в праздничные дни?) над поправками в Трудовой кодекс, которые упрощают работодателям увольнение сотрудников за пьянство на работе.
Странная, заметим, инициатива, поскольку мотивы даже под лупой не просматриваются. По идее, ни в одном нормальном учреждении не приветствуется пьянка на работе — не те нынче времена, чтобы так рисковать рабочим местом и постоянным доходом. Если где и встречаются такие оригиналы, то администрация очень быстро с ними расстается — благо рынок труда сегодня перенасыщен предложением рабочих рук и голов.
Тем не менее перечисленные парламентарии призывают обязать работников проходить медицинское осви-детельствование на алкогольное или наркотическое опьянение по первому требованию нанимателя. Причем направление на медэкспертизу, согласно предлагаемым поправкам, должно вручаться сотруднику под роспись с обязательным указанием даты и времени. Получив это направление, бедолага сломя голову побежит в диспансер и будет умолять пропустить его без очереди, ибо пройти алкотест и получить заключение надо в течение двух часов. Если факт опьянения будет доказан, то администрация смело сможет уволить сотрудника по соответствующей статье.
В принципе даже в нынешнем ТК есть норма, которая позволяет разорвать рабочий договор в одностороннем порядке за появление сотрудника на работе пьяным. Однако этого авторам инициативы мало. Они хотят упростить процедуру увольнения на работе даже за появление в слегка помятом виде «после вчерашнего». Правда, не очень понятно, будет ли установлена какая-то градация опьянения — возможны ли допустимые промилле и т. д. Да и не посадишь ведь санитарку в каждой конторе, чтобы поголовно проверять народ, как водителей автопарка перед рейсом.
Кстати, еще в конце года Минздрав разработал законопроект с новыми правилами продажи алкоголя, по которым магазины, кафе, бары и рестораны смогут отказывать покупателям и клиентам в продаже алкоголя, если те явно уже приняли свою норму.
Все эти инициативы как бы намекают нам, что страна погрязла в повальном пьянстве и власть вынуждена чуть ли не вернуться к антиалкогольной кампании образца 1985 года.
Однако все тот же Минздрав зафиксировал, что в 2016 году средний россиянин выпил на 0,2 л абсолютного алкоголя меньше, чем в 2015-м. Это эквивалент одной поллитры водки или 5 литров пива. А Росстат уверяет, что народ много лет подряд пьет все меньше и Россия давно уже не входит в топ выпивающих стран. Снижается уровень продаж спиртного, у медиков уменьшается количество поставленных на учет с диагнозом «алкоголизм». Да и общая атмосфера в стране говорит о растущей моде на здоровый образ жизни, туризм и спорт.
Тем не менее мы наблюдаем явный крен в сторону ужесточения борьбы с этим и без того затухающим явлением. И в этом прослеживается явное противоречие: народ пьет все меньше, а власть беспокоится на этот счет все больше. И тут поневоле возникает подозрение, что если в нашей с вами жизни интерес к алкоголю падает, то, возможно, где-то происходит как раз наоборот.
Самая обсуждаемая новость недели: в Госдуме на первом январском заседании вдруг выяснилось, что пропали три десятка карточек для тайного голосования членов фракции ЛДПР. Их оставили на рабочих столах как раз в день последнего предновогоднего пленарного заседания, когда народ известно куда спешит. Карточки в результате нашлись — их, как выяснилось, забрал на память один из технических сотрудников. А вот осадочек остался...