Господа, преприятное известие: к нам едет Коляда

Знаменитый Коляда-театр из Екатеринбурга покажет в Москве 21 спектакль, от «Бабы Шанель» до «Ричарда III» 

С календарной неотвратимостью вот уже который год в январской Москве наступает время Коляды. Не древнего зимнего обряда, а гастролей знаменитого екатеринбургского Коляда-театра, вот уже полтора десятилетия составляющего одну из самых колоритных частей общероссийского театрального здания. С 15 по 31 января в Центре на Страстном желанные гости покажут 21 спектакль, в том числе четыре премьеры, устроят читки пьес молодых уральских драматургов, представят новую книгу самого Николая Коляды – создателя и бессменного руководителя коллектива и многое другое.

Коляда-театр – это неповторимое соединение классических традиций с народным балаганом, древних сюжетов с самими современными житейскими мотивами. Это эпос о нас с  вами, будь ли то «Гамлет» по каноническому тексту Шекспира-Пастернака, или  инсценированные «Мертвые души» Гоголя, или пьеса румына Михаила Себастьяна «Безымянная звезда» о неожиданной и безнадежной любви.

На сей раз публика увидит и хорошо ей знакомые спектакли «Вишневый сад», «Трамвай “Желание”», «Король Лир», «Маскарад», «Женитьба», «Слуга двух господ»... Будут и постановки пьес самого Николая Коляды: «Два плюс два», «Скрипка, бубен и утюг», «Землемер», «Баба Шанель», «Большая советская энциклопедия».  Наконец, изюминка гастролей – премьеры: продолжающий шекспировскую линию Коляды-режиссера «Ричард III», его же постановка «Кошка на раскаленной крыше» и две новые пьесы – «Клуб брошенных жен» и «Дом у дороги» о радостях и горестях сегодняшней российской жизни.

В спецпограмму входит презентация трехтомника Николая Коляды, которая состоится за день до открытия гастролей в театральной библиотеке имени Чехова. А 30 января – читка новых пьес молодых уральских драматургов, вход на которую бесплатный.

На десерт процитируем пару текстов, которыми сами «колядующие» описывают собственные спектакли. Например, «Два плюс два»:

«Этот спектакль (18+) состоит из одноактных пьес, написанных Николаем Колядой совсем недавно. Первая пьеса под названием «КЛИН-ОБОЗ» предназначена для двух актрис, а вторая, «Икар», для двух актеров. Пьесы объединяют две темы: любви и одиночества.

«КЛИН-ОБОЗ». Две женщины – деревенская и городская. Жена пропойцы, отбывающего срок за кражу теленка, и модная писательница, купившая дом напротив – для уединения, творчества и приобщения к русскому духу. Ровесницы, говорящие друг с другом, словно представительницы разных поколений и разных миров. Обе ворвались в жизнь друг друга, как вьюга в открытую ветром дверь. «КЛИН-ОБОЗ» – аббревиатура, означающая: «Как люблю и ненавижу, один Бог об этом знает».

«Икар». Два сорокалетних мужчины. Волей судеб оказалось, что один из них стал отчимом другому. А «сынок», чувствуя бездарность и глупость своей жизни (он торгует луком в овощной палатке на углу), решает круто поменять свою жизнь – уехать прочь из России.

Два маленьких случая, «женская» и «мужская» часть. Где-то на просторах огромной нашей России живут странные люди: мучаются, пытаются любить и ненавидеть, ищут счастья, просят его у Бога и не могут найти. Удивительные персонажи. Как они похожи на всех нас».

Ну и второй пример:

«КЛУБ БРОШЕННЫХ ЖЁН» Комедия в двух действиях (18+). Автор и режиссер Николай Коляда. Иосиф, делец от искусства, собрал трех своих бывших жен, троих детей, добавил двух парней-актеров и поехал с концертами по России, выдавая ансамбль под названием «Ромалы» за настоящих цыган. Но в городе Дощатове случился сбой в этой игре, лже-цыгане попадают в неприятную историю.

Финал в спектакле выходит на обобщение: судьбы несчастных, обиженных и униженных персонажей явственно пересекаются с судьбами миллионов людей.

Одна из жен Иосифа, Ирина, говорит:

«…Не надо плакать. Дали поесть – и ладно. Нам будет когда-то хорошо. Будет, будет свет. Будет радость. Пошли. Пусть бубен звенит наш, пусть зовет в даль светлую, с табором с нашим мы поедем к светлому морю нашему, там море, там песни и солнце. Пой и не оглядывайся, говорила мама Орфею… Зачем назад смотреть, что помнить, что вспоминать? Только вперед надо, ни шагу назад, позади Москва… Выкрутимся, что-нибудь придумаем. Мы все равно выживем. Нам ничего не надо, мы сами, мы сможем, мы всегда выживали, мы не слабые, нет, мы сильные, мы спасёмся и всех спасём...»

Заинтриговало? Корреспондента «Труда» – так точно, и о наиболее интересных постановках мы обязательно расскажем читателям.