Валерия Гай Германика: «Мне не важно, что обо мне говорят, главное — сколько обо мне говорят»

На Первом канале — премьера сериала «Школа»

Режиссер Валерия Гай Германика, чей фильм «Все умрут, а я останусь» получил спецприз в Каннах, озадачит настоящим внеклассным чтением. В ее «Школе» все по-взрослому, без сантиментов и прикрас. Дети, уберите от экрана родителей!

 — Какова предыстория вашего сотрудничества с Первым каналом: вы предложили эту тему или они вас сами нашли?

— Меня никто не искал. Что искать? Я всегда на виду. Насколько понимаю, просто Константин Эрнст восхитился моим творчеством, захотел сделать нечто подобное на своем канале и заказал нам с продюсером Игорем Толстуновым этот проект.

— Продюсеры так же, как и в случае с фильмом «Все умрут, а я останусь», дали вам полный карт-бланш отражать свое видение?

— Это студентам-второкурсникам ВГИКа карт-бланши дают, а я самостоятельный режиссер. Мне сказали: снимите, пожалуйста, на свой вкус, как можете и хотите, — я и сняла. У меня была полная свобода действий в работе, насколько подобное вообще возможно на телевидении. Иначе и не могло быть. Я не собираюсь ни с чем навязанным извне мириться и просто не работаю изначально в таких условиях. Понимаете, я никогда не напрягаюсь. Если что-то не нравится, сразу ухожу. Я видела и чувствовала, что, работая со мной, многие люди с телевидения перестраивали свое мышление и сознание под меня.

— Валерия, скажите, зачем и для кого эта работа, на какую аудиторию рассчитана?

— Я ничего не знаю про все эти телевизионные штучки, и меня мало волнует, для кого я делаю эту работу. Видимо, для продюсеров, потому что до того, как мне предложили этот проект, я полтора года сидела без работы и выла на луну. А вообще я не сериал снимаю, а артхаусный фильм. И делаю его, как обычно, для всех: для своих фанатов, родственников, друзей, для продюсеров и для всего мира вообще — для всей Вселенной, включая внеземные цивилизации.

— Не секрет, что телеканалы сейчас стремятся во что бы то ни стало окучить молодежную аудиторию. И школьную тему в этой связи не обходят вниманием, взять хотя бы сериал «Школа № 1» на СТС или «Барвиху» на ТНТ. Не боитесь, что станут сравнивать?

— Я не отношусь настолько серьезно к телеиндустрии. Даже телевизор не смотрю. И вообще, в жизни столько прекрасных вещей! Делать мне больше нечего — бояться, что мой сериал будет похож на какой-то другой. Мне не важно, что обо мне говорят, главное — сколько обо мне говорят.

— Подготовительную работу вроде разборов характеров героев и раскадровок заранее не делаете?

— Ничего не надо планировать заранее. Кино — это божественное наитие. В энциклопедии мистицизма это называется автоматическим письмом. Этим я и занимаюсь: просто беру и делаю, как чувствую, как получается.

— Как вы подбирали актеров для сериала, привлекали к работе непрофессиональных актеров?

— Подбирала, как обычно, с помощью кастинг-агентств. И работаю с ними тоже как обычно: даю им текст, они читают, потом я текст забираю, и они воспроизводят реплики своими словами. Актеры у нас самые разные, но большинство, да, — непрофессиональные. Есть даже просто обычные школьники. Для меня как для режиссера это, конечно, печальный момент, и работать в таких условиях не очень комфортно, но судьба так распорядилась, поэтому безропотно ей повинуюсь.

— А почему некомфортно?

— Когда дорастаешь до определенного уровня, тебе хочется постоянно совершенствоваться: выходить на новые уровни работы, на суперигру, работать не с начинающими или непрофессиональными актерами, а с великими актерищами. Мне хочется уже работать с представителями старой актерской школы, легендами, известными голливудскими актерами, а я все копаюсь в одном и том же.

— Что с вашим проектом документального фильма о Петре Листермане, которого еще называют главным светским сводником?

— Это было Петино предложение. Он собирался сделать этот проект, но не нашел на него денег. Я уже закрыла для себя эту тему. Как говорится, «нет ножек — нет мультиков, нет денег — нет кина».

— Слышала, что вас пригласил в свой фильм «Громозека» режиссер Котт. Помимо режиссерской профессии вы решили освоить и актерскую?

— На самом деле много подобных приглашений. Меня и Женя Митта обещает снять в главной роли в фильме по чеховской «Душечке». И Маша Саакян предложила сценарий фильма, одного из главных персонажей в котором должна играть я. Жду, когда Володя Котт возобновит съемки. Полагаю, как раз в следующем году и реализуюсь в полной мере как актриса.