Остров невезения

Фильм «Обитаемый остров» по итогам проката занял лишь четвертое место

В 2007 году в тройку лидеров годового проката вошла «Ирония судьбы. Продолжение» (вместе с фильмами «Пираты Карибского моря. На краю света» и «Шрек-3»). В 2008-м самой кассовой картиной стал «Мадагаскар-2», но следом за ним шли «Адмиралъ» и «Самый лучший фильм».

По итогам прошлого, 2009 года на первом месте находится третья часть «Ледникового периода», также в тройку входят «Аватар» Джеймса Кэмерона, чей прокат иначе как триумфальным шествием не назовешь, и «2012» Роланда Эммериха, также установивший в прошлом году рекорд по сборам в России, причем и так серьезные цифры сборов должны вырасти еще. Ни одна российская картина в тройку лидеров не попала: картина Федора Бондарчука «Обитаемый остров» заняла четвертое место по сборам.

По сравнению с 2008 годом общие кассовые сборы в России выросли на 18% (3678,28 млн. рублей), но поводом для покупки билетов в кино стали в основном зарубежные фильмы. Хотя сборы российских картин тоже увеличились (на 318,66 млн. рублей), их в прошлом году было выпущено на 20 меньше, чем в 2008-м: сказался кризис. Он же повлиял и на то, сколько денег создатели российских картин тратили на их производство: спецэффекты, на которые падок зритель, мало кто мог себе позволить.

Но даже в тех случаях, когда возможности украсить ими фильм имелись, это не всегда приводило к желаемому результату. «Обитаемый остров», например, несмотря на четвертое место по сборам, не окупился в прокате: расходы оказались больше сборов, а «Черная молния» по итогам новогодних праздников огорчила своих создателей, набрав в прокате сумму куда меньше той, которая предполагалась, и так и не сумев обойти «Аватар», на который многие зрители ходили по два-три раза.

Прокатчики полагают, что на сборы отечественных картин может влиять и малое количество кинозалов, число которых увеличится, если будут достроены запланированные в прошлом году торговые центры, а это опять-таки зависит от кризиса. Так что отечественному кино вновь приходится идти своим особым путем: обогнать западные картины по зрелищности пока не удается, тем более такие, как «2012» и «Аватар». А зрителя привлекают красочные фантазии, яркие сны, чья эффектность достигается с помощью грамотной режиссуры, интересного сценария, хорошей актерской игры и большого бюджета — сочетание всех этих вещей в так называемых российских блокбастерах встречается не очень часто.

Остается перефразировать знаменитые слова об «Унесенных ветром»: не снимайте свой лучший фильм в тот год, когда свои картины снимают Джеймс Кэмерон и Роланд Эммерих.