Любой пиротехник начинает работу с того, что выслушивает пожелания заказчика. Они, как правило, стандартные: "Я был вон там, видел одну классную штуку и хочу такую же". Или: "Все должно загореться, бабахнуть, а в конце в небе пусть высветится название нашей компании - "Нефтеалюминийпром". У каждой фирмы, организующей фейерверки, есть портфолио - фото и видео тех шоу, которые они уже провели. Заказчик смотрит и тычет пальцем: "Мне вот это и это, еще надпись "Анзор + Клава = любовь до гроба". Частенько пиротехники просят заказчика заверить надпись своей подписью, чтобы потом не было претензий - вдруг скажут, что имя перепутали или написали с ошибкой.
Чтобы понять, возможно ли осуществить какую-либо задумку, пиротехнику необходимо осмотреть место, где планируется проведение фейерверк-шоу. Ведь именно от места зависит то, какие материалы он будет использовать. Например, если речь идет о парковых наземных фейерверках, то нужно убедиться, что рядом нет линий электропередачи и деревьев. Опять же, в шоу могут быть использованы пиротехнические изделия от 50 до 310 миллиметров в диаметре. Соответственно, безопасное для зрителей расстояние должно быть разным: минимум 50 метров для 50-миллиметровых изделий, а для 310-миллиметровых не менее 300 метров. Правда, эти нормативы не всем специалистам нравятся.
Иван Баранов из компании Night Magic поясняет:
- Да, конечно, безопасное расстояние существует, но вообще это слишком близкая дистанция для зрителей - теряется зрелищность. Оптимальное расстояние для зрителей от места проведения шоу, если речь идет о высотных фейерверках, - 500 метров.
Кстати, на работу пиротехников может влиять погода. При сильном ветре они должны увеличить размер опасной зоны в 3-4 раза, а в сухую, жаркую погоду разместить площадку в таком месте, чтобы рядом с ней не было сухой травы.
Урежьте марш
После осмотра места пиротехники готовят чертежи для согласования фейерверк-шоу с пожарными. Эти чертежи представляют собой карту, где обозначено место шоу и расстояние до объектов, находящихся вблизи площадки, а также перечисление всех изделий, которые пиротехники намерены использовать.
После всех согласований в 3D-программе пишется окончательный сценарий шоу с фотографиями. Иногда такие сценарии приходится укладывать в музыкальное сопровождение. В музыкальной программе на компьютере вычисляется время действия изделий и начало их работы синхронизируется с высокими долями в выбранной музыке. Получается не просто фейерверк-шоу, а шоу с музыкальным сопровождением.
Фейерверки длительностью в 5 минут могут монтироваться до 4 часов, а шоу продолжительностью от 10 до 30 минут со сложными фигурами может готовиться и сутки, и двое.
Иногда шоу заканчивается гораздо быстрее, чем планировалось. В Москве есть пиротехник, которого знают уже практически все, потому что он стал легендой и работал не в одной фирме. У него все всегда получается совсем не так, как надо. Однажды ему доверили выполнить заказ стоимостью в 2000 долларов. По сценарию вся пиротехника должна была загораться постепенно, а само шоу было рассчитано на 5 минут. Но все получилось ровно наоборот. Вместо того чтобы взять и соединить все элементы медленно горящим шнуром, этот парень все перепутал и соединил элементы шоу быстро горящим. Соответственно, вместо положенных нескольких минут шоу закончилось через 6 секунд. Понятно, что заказчики не получили никакого удовольствия от зрелища, а парень был уволен на следующий же день. Тем не менее он продолжает работать пиротехником и очень любит рассказывать о тех происшествиях, которые с ним были когда-то.
Беруши - друг пиротехника
Трудности возникают у пиротехников чаще не с изготовлением фигур, а с условиями, в которых приходится работать.
Олег Соловьев из фирмы "Пиро-альянс" рассказывает:
- Из сложных фигур мне приходит на память композиция "Властелин колец". Она представляла собой вертушку с шестью лопастями, каждая длиной по два метра. На каждой лопасти было еще по маленькой вертушке. В итоге получилась композиция с размахом 6 метров в диаметре и с разбросом искр каждой вертушки на 2-3 метра. В общем, разброс искр был до 20 метров. Мы делали ее на базе втроем несколько часов.
Как-то раз мы готовили шоу на открытии казино, все должно было происходить на крыше. На эту крышу пришлось на собственном горбу по лестнице поднимать все наше оборудование. Работа, конечно, далеко не из легких. Совсем не творческая, но никуда не деться - приходится порой выступать и в роли грузчиков.
Или вот еще пример. Cоловьеву с коллегами часто приходится работать у яхт-клуба "Адмирал". Этот клуб уже несколько раз горел, правда, не из-за них. Поэтому теперь, когда гости хотят посмотреть шоу, управляющие предлагают зрителям расположиться на берегу, а пиротехникам поработать на воде, на понтонах. Теперь представьте себе "плавбазу" размером 10 на 15 метров.
Все оборудование доставляется на этот понтон на буксире, и по команде пиротехники запускают фейерверки, находясь от оборудования на расстоянии метров семи. По идее, они должны находиться в безопасной зоне не менее 50 метров. Но пиротехники не могут уплыть, поэтому они устанавливают защитный металлический щит под углом, чтобы за ним можно было спрятаться. "Прятаться-то прячемся, - усмехается Олег, - а все равно страшно. Даже не потому, что убьет, а потому что грохот стоит нереальный!"
Кина не будет?
Пока не ясно, как кризис отразился на работе пиротехников: кто-то говорит, что объем работы в эти новогодние праздники ничуть не меньше, чем в прошлые годы. Например, менеджер компании "Империя фейерверков" сказал нам буквально следующее:
- Сейчас у нас огромное количество заказов, наши специалисты работают практически круглосуточно. Вы только представьте, что, работая в обычном режиме, мы принимаем до 10 заказов в день, а перед праздниками количество заказов доходит до 500.
С другой стороны, Олег Соловьев сильно сомневается в том, что сказанное выше - правда:
- Не думаю, что сейчас многие работают круглосуточно. Дело в том, что у любых магазинов и event-агентств есть постоянные клиенты, которые к ним обращаются за организацией фейерверк-шоу. Так вот, в этом году до 70% наших клиентов отказались от организации корпоративов с фейерверк-шоу. А ведь что-то действительно красивое можно сделать только на хороший бюджет, например, если деньги выделяет крупная организация вроде "Газпрома" или "Роснефти".
Как стать
Для того чтобы заниматься фейерверк-шоу, нужно иметь удостоверение пиротехника.
Его можно получить на курсах пиротехников в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде.
Программа обучения рассчитана на 46 часов, курсы длятся неделю и стоят 4600 рублей.
Зарплаты
30 000 рублей
получает начинающий пиротехник
50 000 рублей
минимальный заработок опытного пиротехника
Подарочек
Как-то одна известная московская фирма приняла заказ на свадебное шоу: в подарок невесте должно было загореться огромное сердце размером с трехэтажный дом, символизирующее любовь жениха. Пиротехники смонтировали конструкцию и изделия, которые должны были загореться. Когда наступил нужный момент и конструкцию надо было поджигать, произошло нечто совсем неожиданное. Верхняя часть сердца загорелась, а нижняя нет. Изумленным зрителям во главе с невестой явилось зрелище весело горящей огромной задницы, мало похожей на любящее сердце.