- Раймонд Вольдемарович, не обидно, когда вас числят по категориям "ретро", "ностальгия"?
- Наоборот - значит, жесткие электронные ритмы надоели публике, ей хочется вернуться к тому, что всегда было в цене, - к лирической мелодии.
- Не хотелось вам к своему красивому юбилею собрать на творческие вечера суперзвездную компанию: Пугачеву, Вайкуле, Леонтьева?
- Такие вечера уже случались, когда несколько лет назад моей давней подруге, директору петербургского зала "Октябрьский" Эмме Лавринович, удалось собрать на одной сцене вместе со мной Аллу, Лайму, Валерия... Я прекрасно понимал, какой ценой дался тот проект, и сознавал, что повторить его в полном масштабе уже вряд ли когда-нибудь удастся. Но грусти не было. Всем нам хотелось тряхнуть стариной, покуражиться, показать, что у нашей "пожилой компании" есть еще порох в пороховницах!
- Помню, услышав тогда вашу игру на рояле, я подумал, что так маэстро не играл, пожалуй, даже в лучшие свои годы...
- Знаете, я просто-напросто соскучился по роялю. Отсюда и небывалый кураж. Вот и нынешний юбилей даст мне возможность поиграть в свое удовольствие самую разную музыку. В январе у меня три концерта: в Театре русской драмы и в двух латышских театрах. Причем программы не повторяются.
- А новые шлягеры пишутся?
- Редко. Для попсы я древний старик. Далекий от того, что нынче грохочет на дискотеках и в караоке-барах.
- Вы написали столько прекрасной музыки: камерной, джазовой, хоровой, к фильмам, спектаклям... Но отчего-то сегодня многие молодые люди ассоциируют Паулса исключительно с песенкой "Миллион алых роз", весьма незамысловатой...
- Автору не дано предугадать судьбу своих мелодий. Все решает публика, она "выносит приговор"... А вы знаете, что сначала у этой песни был латышский текст, причем очень красивый, где ничего про миллион роз не говорилось? Там речь шла о девочке, которой мама пела в детстве песенку, а потом эта девочка пела эту песенку уже своей дочке... Но затем Андрей Вознесенский написал русские стихи и, как показало время, очень хорошие. Правда, Пугачева поначалу их не приняла: "Я это петь не буду! Что вы мне подсовываете?!" Кто бы мог подумать, что песня покорит не только весь Советский Союз, но приживется даже в Японии.
- Как же это Алла Борисовна с ее профессиональным чутьем промахнулась?
- Возможно, она просто "сыграла" недовольство. В творческих отношениях со мной Алла часто вела себя непредсказуемо. Ругала песни Паулса: мол, это все несерьезно. Текст "Маэстро" Илья Резник переделывал по ее просьбе восемь(!) раз. Однако люди и сегодня вспоминают наш творческий тандем, причем многие полагают, что это был продолжительный период, и очень удивляются, узнав, что реально мы с Пугачевой сделали всего восемь песен. Как бы то ни было, работать с такой яркой личностью было очень интересно. Да и просто общались мы весело: заваливались к Алле на Тверскую и устраивали импровизированные концерты.
- Соседи не возмущались?
- Этажом ниже жил режиссер Марк Захаров - и как же он, бедный, все это терпел! Но ни разу не возмутился: "Эй, вы там, наверху!.."
- Правда, что когда Пугачева выступает в Риге, вы обычно обходите стороной ее концерты?
- Ничего подобного. Я, разумеется, не могу посещать все ее концерты, но на некоторых бываю. Помню, пришел в зал и Алла немедленно отреагировала: начала на мой счет "проходиться" перед публикой (улыбается).
- Иронизировать, что ли?
- Не без этого, но по-доброму, конечно. В конце концов я вышел на сцену, мы расцеловались, вышел отдельный маленький незапланированный спектакль.
- Создается впечатление, что вы сегодня сознательно отошли от шоу-бизнеса - почти не гастролируете, в России появляетесь очень редко...
- Как ни странно, предложений по-прежнему хватает. Казалось бы, только собери группу и под девизом "На сцене - автор "Миллиона алых роз" шуруй с концертами. Причем предлагают приличные деньги - намного больше, чем в 1980-е годы. Но я давно уже в эти игры не играю. Хватит, настранствовался. Ну, конечно, если бы предложили по доллару за каждую розу, я бы еще подумал (улыбается). Но таких денег все же не дают. А возраст для утомительных путешествий, знаете, не юношеский...
- Маэстро, о каком возрасте вы говорите, если несколько лет назад написали мюзикл для тинейджеров "Легенда о Зеленой деве"? Больше того, даже сами приняли в нем участие наравне с юными музыкантами!
- Я давно думал о том, что могло бы увлечь нынешних подростков. Вспомнил старую латышскую легенду про привидение, поселившееся в старинном замке. В мюзикле много дыма, шума, взрывов, но все подается в ироническом ключе. Кстати, юмор, ирония и помогли найти общий язык с юным поколением. Однажды музыканты, участвовавшие в мюзикле "Легенда о Зеленой деве", решили подшутить надо мной: в антракте наклеили на клавиши ленточку прозрачного скотча. Когда началось второе действие, я взял аккорд, и рояль грохнул всеми своими струнами. Я не обиделся, отлепил ленту и играл дальше. Но в финале тоже пошутил - вместо полагающейся песни начал играть мелодию из кинофильма "Долгая дорога в дюнах". Впрочем, публике "лирическое отступление" понравилось, а мне было приятно, что люди помнят ту мою давнюю музыку.
- Однако когда речь заходит о ваших собственных внучках, вы часто говорите, что ни в коем случае не желали бы для них эстрадной карьеры, как не желали ее и для дочери... Почему?
- Сцена - коварная штука. Притягивает она многих, а успеха достигают единицы. Несложившаяся сценическая карьера - слишком тяжелая травма...
- Ну ваша-то популярность настолько велика и стабильна, что, говорят, вас по-своему "признал" даже преступный мир. Что за история связана с посягательством на вашу жизнь и кошелек, а точнее, целый портфель с крупной суммой денег?
- Это давно случилось. Мне позвонил домой незнакомый человек и сказал: "Слышали о трех недавних убийствах в Риге? Вы можете стать следующей жертвой!" Неизвестный потребовал, чтобы на следующий день я оставил портфель под забором у конечной остановки трамвая. Я, конечно, позвонил в милицию. На ноги было поднято все МВД. Мне вручили специальный портфель, "заряженный" несмываемой краской. Под прикрытием снайперов я подъехал на такси в нужное место и оставил там портфель. Вскоре действительно пришел какой-то человек, взял портфель в руки - тут сработало хитрое устройство и едкая краска залила преступника. Задержать его оперативникам не составило труда... Я был тогда молод, все происходящее казалось мне необыкновенным приключением, какие случаются только в кино. Тем не менее внутреннее нервное напряжение потом сказалось: у меня обнаружилось что-то вроде небольшого невроза, все тело начало колоть словно иголками - пришлось даже лечь в больницу.
- Я знаю и еще один случай, когда у вас, похоже, отказали нервы: несколько лет назад Паулс мог стать президентом Латвии, но, имея очень высокий рейтинг, сам сошел с предвыборной гонки...
- Вот именно - гонки, а еще точнее - борьбы без правил. Да, я занимал высокие посты в правительстве, был министром культуры, имел хорошие рейтинги и действительно вошел в число нескольких реальных претендентов на президентское кресло. Но по сути-то своей я не чиновник, я артист! И в какой-то момент понял, что теряю себя, что дальнейшее вовлечение в активную политику может обернуться не только изменой сцене, но и крахом всех моих моральных ценностей. Я и представить себе не мог, сколько грязи выльется на мою голову во время предвыборной кампании... Мы с женой сели, обдумали все и сделали вывод, что кроме окончательно сорванных нервов и загубленного здоровья я от продолжения политической карьеры ничего не получу.
- И все же мало кто отважился бы на такой поступок - добровольно отказаться от власти!
- У меня достаточно закаленная воля. Когда-то это свойство, можно сказать, спасло мне жизнь. Во время учебы в консерватории я вечерами играл на танцах. Меня угощали, наливали крепкие напитки... И так изо дня в день. Доза возрастала, в какой-то момент слабость переросла в болезнь. Когда нашей с Ланой дочке (Паулс женат на уроженке Одессы Светлане, в девичестве Епифановой. - М.С.) исполнилось полтора года, я понял, что рискую потерять жену, ребенка, вообще упасть в пропасть. Собравшись с мыслями (да и близкие уговаривали), согласился лечь в больницу. Пролежал там месяц, прошел курс лечения. Но в итоге не медицинские препараты вернули меня к жизни, а то, что я увидел, в какую жуткую больничную компанию попал. Помню, испытал настоящий шок: почему я среди разваливающихся на глазах алкоголиков, а не на сцене? Уверен: если бы я тогда не "завязал", давно бы погиб в самом буквальном смысле слова.
- И теперь вообще "ни-ни"? Даже на Новый год или в день рождения?
- Почему же, пью... сок.