ТЕНЬ ОТ ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

Российско-украинский газовый конфликт завершился 4 января 2006 года: Газпром и "Нафтогаз Украины" подписали пятилетний контракт. На итоговой пресс-конференции главы компаний Алексей Миллер и Алексей Ивченко выразили удовлетворение совместным решением.

В Москве полагают, что подписанный контракт можно считать успешным. Каждый получил что хотел: Россия - право продавать Украине "голубое топливо" по цене 230 долларов за тысячу кубометров, Украина - бесперебойно получать энергоноситель. Главное, подчеркивают участники переговоров, сторонам удалось перейти на прозрачную, рыночную систему взаиморасчетов.
Известный эксперт Иван Родионов считает достижением переговорного процесса то, что удалось наконец "отвязать" транзитные тарифы от цены на поставляемое на Украину российское топливо. По действовавшим ранее правилам за прокачку российского газа по украинской территории Киев в качестве оплаты за транзит отбирал из экспортной трубы 15 - 17 процентов от общего объема. Если бы такая система сохранилась, то в соответствии с новыми ценами (230) транзитные тарифы для Газпрома были бы почти в три с половиной раза больше, чем раньше. Однако согласно новому контракту они выросли всего в полтора раза - с 1,09 доллара до 1,6. И такими останутся в течение пяти лет. Цена же российского газа для Украины будет меняться в зависимости от рыночных условий. Сегодня, напомним, она составляет 230 долларов. А по украинским расчетам - 95.
Разница между виртуальной и реальной ценой вызывает немало вопросов. В Газпроме объясняют ее просто: основные объемы топлива Украина покупает в Центральной Азии по 55 - 65 долларов за тысячу кубов. Азиатский газ поступает в страну по газпромовской трубопроводной системе. В трубе дешевый азиатский газ смешивается с дорогим российским и на украинскую границу приходит по среднеарифметической цене.
Вывести эту "среднеарифметическую" практически невозможно: неизвестно, сколько же на самом деле Украине нужно газа. В совместном соглашении на пять лет предусматривается возможность импорта из России 73 миллиардов кубометров. А президент фонда "Институт энергетической политики" Владимир Милов полагает, что, например, в этом году Украине хватит не 76 миллиардов, как заявлено, а 57. Из них 20 млрд. - собственная добыча, 40 млрд. - центральноазиатский газ. Таким образом, из газового баланса "вываливаются" те самые 16 миллиардов, которые Россия намерена поставить на украинский рынок. В "прозрачных" отношениях стран появляется первое темное пятно.
Ряд вопросов связан с компанией "РосУкрЭнерго", которая выступает посредником в коммерческих российско-украинских газовых операциях. Российско-австрийская фирма "РосУкрЭнерго" зарегистрирована в Швейцарии. Владельцем 50 процентов ее акций является "Газпромбанк", остальные 50 принадлежат австрийской компании Raiffeisen Investment. Между тем на Украине компанию "РосУкрЭнерго" открыто обвиняют на "глобальных спекуляциях и коррупции", в прессе не раз появлялась информация о том, что реальные владельцы с австрийской стороны - представители криминализованного мира. Так ли это на самом деле, сказать могут только компетентные органы. Скажут ли?
АВТОРИТЕТНЫЕ МНЕНИЯ
Константин СИМОНОВ, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России:
- Сама сделка лично у меня не вызывает восторга. Считаю, что мы ничего не выиграли, даже отстояв свои 230 долларов. Ведь в данном случае важно не почем Россия продает газ, а почем Украина его покупает. А покупает она его все же по 95 долларов за тысячу кубометров, как и желал Ющенко.
Российская сторона поставила правильную цель - перейти на прозрачные рыночные отношения с ближайшим соседом. Только вот надо действовать решительнее: на газовом рынке диктует цены продавец и поставщиков здесь гораздо меньше, чем потребителей. Украина не может отказаться от российского газа, так как привязана к нашей транспортной системе, к нашим ресурсам.
Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России:
- Не буду касаться политических моментов газового спора между Россией и Украиной. Отмечу лишь, что экономически и технологически наши страны обречены быть вместе. Непоследовательность украинской политики привела к приостановке поставок российского газа на рынок в первые дни нынешнего года. Но долго сохранять такую ситуацию Газпром бы не мог. Ведь для этого надо было бы закрыть часть промыслов на Ямале. А в условиях Крайнего Севера это слишком дорогое удовольствие.
И все же Газпром добился перехода на рыночные отношения с соседями и повышения для них газовых цен. Таким образом, Россия перестала дотировать украинскую экономику.