Их осталось совсем немного из балетной труппы 1941 года. Музыкальный театр имени К.С.
Их осталось совсем немного из балетной труппы 1941 года. Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко - единственный из всех московских театров, который во время минувшей войны не был эвакуирован из столицы. Враг стоял у Москвы, а артисты продолжали работать, давать спектакли.
- Это было удивительное время, - вспоминают балерины И. Калик и Т. Филиппова, - настоящая тревожная молодость. Нам тогда исполнилось по двадцать лет. Театр был для нас и местом работы, и домом. Поначалу мы пробовали после спектаклей добираться домой, но из-за комендантского часа часто не успевали возвращаться к себе и приходилось ночевать в метро, на рельсах туннелей. Поэтому наше руководство решило, что актеры будут жить либо в театре, либо в соседнем здании в квартирах уехавших в эвакуацию жильцов. Питались в столовой МХАТа, где подавали великолепные по тем суровым временам соевые котлеты.
Во внерабочее время артисты дежурили на крыше театра и окрестных домов, обезвреживая зажигательные бомбы. Тревожно было и на спектаклях, когда вдруг, в середине акта, раздавалась сирена, предупреждавшая о воздушной тревоге. Актеры прерывали спектакли и прямо в гриме помогали зрителям спускаться в бомбоубежище. Особенно не везло опере "Евгений Онегин", которая то и дело прерывалась из-за воздушных налетов.
До сих пор балерины военной поры не могут забыть страшное ощущение холода во время спектаклей. В зрительном зале и на сцене плохо топили, температура не поднималась выше пяти градусов. Поэтому артистки перед тем, как появиться перед зрителями в балетных пачках, дожидались выхода, кутаясь в тулупы и надев валенки.
Когда же в начале спектакля занавес открывался, то холод со сцены буквально обдавал зал, где было теплее, потому что сидевшие там согревали друг друга собственным дыханием. Кстати, среди зрителей преобладали военные. Многие приходили с оружием, потому что после спектакля отправлялись на фронт. Всегда был аншлаг. То, что линия фронта проходила рядом и враг был совсем близко, актеры хорошо поняли, когда, отправившись весной в подмосковную деревню Крюково, где находились подсобные участки, увидели подбитые немецкие танки.
Даже в то трудное время, вспоминают И.Калик и Т.Филиппова, никто в театре не унывал. В 1941 году был выпущен жизнерадостный балетный спектакль "Штраусиана", а в 1942-м - "Виндзорские проказницы" в постановке В.Бурмейстера. Они пользовались огромным успехом у бойцов. Хотелось бы вспомнить, говорят актрисы, и о художественном руководителе театра И.Туманове, который в трудную минуту возглавил коллектив, сумел привлечь к его работе многих находившихся тогда в Москве артистов.
- Мы не обороняли Москву с оружием в руках, - говорят балерины, - не работали в заводских цехах. И все же нам кажется, что и артисты тоже внесли свой скромный вклад в победу. Ведь если в городе шли спектакли, то, значит, жизнь продолжалась. И ради ее спасения зрители в форме шли на смертный бой.