ЧАЩЕ БОМБИЛИ ВО ВРЕМЯ "ОНЕГИНА"

Их осталось совсем немного из балетной труппы 1941 года. Музыкальный театр имени К.С.

Их осталось совсем немного из балетной труппы 1941 года. Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко - единственный из всех московских театров, который во время минувшей войны не был эвакуирован из столицы. Враг стоял у Москвы, а артисты продолжали работать, давать спектакли.
- Это было удивительное время, - вспоминают балерины И. Калик и Т. Филиппова, - настоящая тревожная молодость. Нам тогда исполнилось по двадцать лет. Театр был для нас и местом работы, и домом. Поначалу мы пробовали после спектаклей добираться домой, но из-за комендантского часа часто не успевали возвращаться к себе и приходилось ночевать в метро, на рельсах туннелей. Поэтому наше руководство решило, что актеры будут жить либо в театре, либо в соседнем здании в квартирах уехавших в эвакуацию жильцов. Питались в столовой МХАТа, где подавали великолепные по тем суровым временам соевые котлеты.
Во внерабочее время артисты дежурили на крыше театра и окрестных домов, обезвреживая зажигательные бомбы. Тревожно было и на спектаклях, когда вдруг, в середине акта, раздавалась сирена, предупреждавшая о воздушной тревоге. Актеры прерывали спектакли и прямо в гриме помогали зрителям спускаться в бомбоубежище. Особенно не везло опере "Евгений Онегин", которая то и дело прерывалась из-за воздушных налетов.
До сих пор балерины военной поры не могут забыть страшное ощущение холода во время спектаклей. В зрительном зале и на сцене плохо топили, температура не поднималась выше пяти градусов. Поэтому артистки перед тем, как появиться перед зрителями в балетных пачках, дожидались выхода, кутаясь в тулупы и надев валенки.
Когда же в начале спектакля занавес открывался, то холод со сцены буквально обдавал зал, где было теплее, потому что сидевшие там согревали друг друга собственным дыханием. Кстати, среди зрителей преобладали военные. Многие приходили с оружием, потому что после спектакля отправлялись на фронт. Всегда был аншлаг. То, что линия фронта проходила рядом и враг был совсем близко, актеры хорошо поняли, когда, отправившись весной в подмосковную деревню Крюково, где находились подсобные участки, увидели подбитые немецкие танки.
Даже в то трудное время, вспоминают И.Калик и Т.Филиппова, никто в театре не унывал. В 1941 году был выпущен жизнерадостный балетный спектакль "Штраусиана", а в 1942-м - "Виндзорские проказницы" в постановке В.Бурмейстера. Они пользовались огромным успехом у бойцов. Хотелось бы вспомнить, говорят актрисы, и о художественном руководителе театра И.Туманове, который в трудную минуту возглавил коллектив, сумел привлечь к его работе многих находившихся тогда в Москве артистов.
- Мы не обороняли Москву с оружием в руках, - говорят балерины, - не работали в заводских цехах. И все же нам кажется, что и артисты тоже внесли свой скромный вклад в победу. Ведь если в городе шли спектакли, то, значит, жизнь продолжалась. И ради ее спасения зрители в форме шли на смертный бой.