Ожидается, что в 2005 году "иномарки местной сборки" будут доминировать на российском авторынке. В пользу такого прогноза свидетельствует рост доходов населения. Кроме того, отечественные машины теряют свой главный козырь - дешевизну. Сравнительно новые модели уже сегодня вышли на ценовой уровень дешевых "иностранцев". К тому же западные автогиганты стали активно открывать сборочные производства после повышения таможенных пошлин на ввоз авто.
А помогать иностранцам в освоении нашего рынка будет российское правительство. Достаточно вспомнить заявление в Париже премьера Михаила Фрадкова, пообещавшего упростить налоговый режим для западных автозаводов, которые переносят производство комплектующих в Россию. Минэкономразвития, в свою очередь, обещает отменить таможенные сборы на ввоз узлов и технологического оборудования для сборочных предприятий. Проект постановления, против которого возражает Минпромэнерго, предусматривает снижение пошлин до нулевого уровня. Тем временем иностранцы используют все возможности, чтобы закрепить позиции. C 1 января Renault, например, перевел цены на свои машины из евро в доллары, а дистрибьютор Mitsubishi заявил о снижении цен на некоторые модели. С учетом всех перечисленных факторов эксперты в 2005 году прогнозируют 25-процентный рост продаж иномарок до 500 тысяч машин. Отечественным автозаводам все труднее выдерживать конкуренцию. Из-за укрепляющегося рубля наши машины относительно дорожают.
При всем этом минувший год для российского автопрома был относительно успешным. Лидер отрасли АвтоВАЗ, по предварительным данным, выпустил 714 тысяч машин, что на 2,5 процента больше, чем годом ранее. В 2005 году волжский автогигант планирует сохранить объемы производства - на большее рассчитывать трудно из-за ограниченности мощностей и инвестиций. Основной упор будет сделан на выпуск семейства Lada-110. Новая модель Kalina останется почти эксклюзивной машиной на нашем рынке, на который поступит всего 18 тысяч единиц. Зато давно устаревшие "пятерки" и "семерки" составят более четверти всего производства. Надо полагать, что тольяттинцы не от хорошей жизни держат старье на своем конвейере.