Строительство нефтепровода обойдется примерно в 16 миллиардов долларов. Причем 12 миллиардов обещает выделить Япония, поскольку крайне заинтересована в скорейшем введении нефтяной системы в эксплуатацию. Окончание строительства намечено на 2008 год. Пропускная способность трубы, по оценкам специалистов, составит 80 миллионов тонн в год. К 2010 году к нефтеналивным терминалам, расположенным на побережье Тихого океана, будет доставляться порядка 30 миллионов тонн нефти, а с развитием углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока объемы поставок существенно возрастут.
"Труд" неоднократно писал о спорах вокруг восточной трубы. Напомним, что боролись две силы: ЮКОС предлагал относительно короткий и дешевый маршрут Ангарск - Дацин, по которому бы российская нефть поступала на быстрорастущий китайский рынок. Государственная компания "Транснефть" настаивала на более протяженном и дорогом проекте "Ангарск - Находка". В качестве главного аргумента приводилось количество будущих стран-потребителей. Если в юкосовском варианте был покупателем только Китай, то в случае реализации проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" импортерами становился ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Япония, Южная Корея, а также и США.
Понятно, что для Китая решение российского правительства отказаться от маршрута Ангарск - Дацин оказалось неприятным сюрпризом. Но после введения в эксплуатацию транссибирской нефтяной системы Китай, как и другие государства, сможет ввозить сырье танкерами из бухты Перевозной. Кроме того, считают в Министерстве промышленности и энергетики России, можно сделать ответвление от основного нефтепровода на Дацин. Если, конечно, Китай профинансирует проект.