Тревогу военных понять можно. В этом году план призыва выполнен почти полностью, но в войсках остаются вакантными более 30 тысяч должностей солдат и сержантов. С 2007 года, когда планируется сократить срок срочной службы до одного года, призывников потребуется вдвое больше. Поэтому уже сейчас Минобороны пытается, как говорится, поскрести по сусекам.
Лишатся ли отсрочек от призыва студенты - вопрос дискуссионный. А пока Минобороны предприняло атаку на МВД. Силовики в лице милиции, МЧС, таможни давно вызывают глухое раздражение в военном ведомстве - ежегодно они уводят из-под присяги до 15 тысяч призывников. Еще в начале 2003 года Сергей Иванов в письме к президенту России ставил вопрос о том, что МВД и МЧС незаконно, по его мнению, набирают в свои ряды юношей призывного возраста. Аргумент такой: Закон "О воинской обязанности и военной службе" не дает права военкоматам направлять призывников в милицию или пожарные части.
Поддерживает военных и Комитет Госдумы по обороне. Его председатель Виктор Заварзин выступает за упорядочение законодательных актов, определяющих статус тех, кто вместо армии попал в другие силовые структуры. Ведь затянувшийся спор между ведомствами, каждое из которых по своей линии отвечает за обеспечение национальной безопасности государства, подогревается нестыковкой ряда законов. Плодотворнее было бы вместо многолетнего перетягивания каната всем заинтересованным начальникам сесть за стол переговоров и привести в соответствие законы "О воинской обязанности и военной службе", "О милиции", "О пожарной безопасности". С учетом не только ведомственных, но прежде всего государственных интересов. МВД ведь тоже испытывает кадровый голод. Не только в Москве, но и в других крупных городах в милиции недобор. Треть личного состава - в возрасте до 27 лет. Если лишить отсрочек тысячи молодых сотрудников, бреши в своих рядах МВД закрыть будет некем.
Спору нет - служить в армии должны все кому положено. Но вряд ли можно допустить, чтобы грядущие изменения в законодательстве катком прошлись по судьбам людей. Если молодой человек уже три года проработал в милиции, должен ли он еще на два года идти "во солдаты"? Кроме МВД, есть еще ряд ведомств, которые имеют квоты для молодых людей, избавляющие их от солдатской шинели. Органы прокуратуры - 4000 "мест", Минфин - 1000, Минкультуры - 800, Федеральное агентство по атомной энергии - 600, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму и РАН - по 500, МИД - 450, Росавиакосмос - 100. И даже православной церкви выделена квота в 300 призывников - без малого батальон.
По словам члена Комитета Госдумы по обороне Николая Безбородова, поправки к действующему законодательству рассмотрят на весенней сессии. А пока готовятся законодательные инициативы, "бои" начались на дальних подступах. На этой неделе в Никулинском суде столицы будет продолжено слушание беспрецедентного уголовного дела ("Труд" писал о нем 17 декабря 2004 г.). На скамье подсудимых - 19-летний милиционер Геннадий Андреев, рядовой 3-го оперативного полка милиции ГУВД Москвы, который обвиняется в уклонении от призыва на военную службу.