Ученые и специалисты-практики с мировыми именами протестировали знания более двухсот тысяч 15-летних школьников из 32 стран в области математики, естествознания и чтения. Немецкие подростки ни в одной из дисциплин не поднялись выше 25-го места. Выяснилось, например, что 42 процента из них "вообще не любят читать", а каждый четвертый школьник этого возраста не может объяснить прочитанный среднего уровня текст и не может выдержать приемных экзаменов даже в ПТУ. Неудивительно, что председатель Союза работодателей Германии Дитер Хундт, обеспокоенный нехваткой квалифицированных кадров в промышленности, потребовал разработать "совершенно новую концепцию школьного образования".
Не лучше достижения 15-летних немецких школьников в математике и естествознании. "Число учеников в школах Германии, которые не могут подняться выше уровня начальных классов, необычайно велико и составляет 25 процентов", - подчеркивается в исследовании.
Если результаты исследования не прозвучали громом с ясного неба для педагогов и родителей, то оказались крайне неприятными для политиков, поскольку именно в ФРГ, гордящейся своей социальной ориентированностью, оказался наибольший среди 32 стран разрыв между школьной подготовкой детей из состоятельных семей и из социально ослабленных слоев, особенно иммигрантов. Вывод можно сделать только один - вопреки официальным заявлениям и обещаниям, эти школьники находятся в стороне от государственной заботы. В ФРГ в оправдание нередко ссылаются "на слишком высокий процент иностранных детей", но в других странах с не меньшей долей "некоренных" школьников, например в Швеции или Австрии, разрыв совсем не велик.
Непосредственно школьным образованием в Германии занимаются министерства по делам культов каждой из 16 земель, а на общефедеральном уровне с не очень широкими полномочиями - министерство образования. Школьная система чрезвычайно громоздкая, практически только до десяти лет ученики занимаются по единой (и то относительно) программе, потом их пути расходятся, в новых школах нередко исчезают основополагающие предметы, и преподавание приобретает односторонний характер. В итоге общий образовательный уровень выпускника немецкой школы был заметно ниже советского сверстника, да и сейчас наверняка уступает уровню получающего аттестат зрелости в нормальной российской школе. Наши подростки на зарубежных конкурсах и тестах дают немецким сверстникам, особенно в точных дисциплинах, полтора - два года форы.
Итоги исследования PISA бурно обсуждаются в Германии. Срочно состоялась конференция земельных министров по делам культов, участники которой потребовали "приблизить обучение к реальной жизни, сократить "игровой этап" в школьном образовании с тем, чтобы насыщать знаниями малышей, у которых столь сильна степень любознательности". Многие высказывались за "единую до девятого класса школу". Подчеркивалось, что необходимо в процессе обучения перенести акцент "с простой подачи информации на развитие мыслительного процесса", говорилось о необходимости внеклассной помощи отстающим, чего сейчас, по существу, в ФРГ нет, об особой поддержке и развитии юных талантов, наиболее одаренных учеников, особенно из социально ослабленных слоев населения.
Продолжают звучать и финансовые мотивы - чаще не об общей нехватке средств, а об их неправильном распределении - явно не достает средств для начальной школы. Учителя жалуются на плохое поведение школьников, на безразличие родителей, на собственную перегрузку и никогда - на малую зарплату. Она у немецких педагогов очень высокая. Может быть, - если иметь в виду итоги исследования PISA - и не по заслугам.