ОЛИГАРХИ ИСЧЕЗЛИ, ПОЯВИЛИСЬ ЭКСПЕРТЫ

Гражданский форум, о необходимости которого так долго у нас говорили и дискутировали, - состоялся. Что дальше? На этот вопрос пытается найти ответ Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований.

На всех дискуссионных площадках и "круглых столах" форума, по сути, единодушно пришли к выводу: прогресс в современном обществе немыслим без демократических преобразований в стране, без гражданской общественной инициативы, без диалога общественных структур со всеми ветвями властей.
Цель определена, надо к ней продвигаться. Однако в этом продвижении важно избежать завышенных задач и уж тем более не ставить своей целью за короткий срок окончательно построить гражданское общество в России. Сегодня главное - расширить возможности для спонтанного развития гражданского общества. Возникающие при этом проблемы должно решать само гражданское общество, а не властные структуры.
Скажем, необходимо изменить законодательную базу существования общественных организаций в России. Так, существующий социальный налог достаточно серьезно угнетает многие организации и по некоторым положениям приравнивает организации общественные к организациям предпринимательского типа. А ведь миссией общественных организаций не является зарабатывание денег, им особо-то не из чего платить.
Наша миссия - пробудить общественную активность, добиться того, чтобы в общественные структуры приходили сотни тысяч новых людей, чтобы они не стеснялись этого делать. Россия должна стать государством, где общественная активность считается почетным и важным делом.
И здесь едва ли не решающую роль могут сыграть средства массовой информации. В канун праздника российской прессы хотелось бы обратиться к журналистам с тем, чтобы они в конце концов развернули свои телекамеры и диктофоны от олигархов к гражданам, к гражданским союзам, к общественным инициативам.
В обществе появляется новая действительность, которую многие пока не заметили. Олигархи исчезли, в обществе уже реально действуют и гражданские союзы, и общественные некоммерческие организации. Они способны контролировать власть, создав при ее различных органах новые структуры типа общественных, консультативных палат, предназначенных для гражданской экспертизы или диалога власти с общественностью.
Надеемся, что эти перемены заметят и учтут и средства массовой информации, и все ветви власти. Гражданское общество сегодня - важный субъект в общественно-политической жизни России. Как только осознаем это - решим важную проблему морального обновления общества. Покажем, что не все в нашей стране делается ради денег, что на самом деле существуют сотни тысяч, даже миллионы людей, которые бесплатно работают для общественного блага. И это же не стыдно - заниматься общественной деятельностью.
Насколько на пути к этому может помочь или помешать государство? Оно, по сути, уже самоустранилось, и проблема выживания во многом возлегла на общественность. В соответствии с этим развивалось и гражданское общество: если на начальном этапе это были политически ориентированные организации, так называемые правозащитники, то сейчас мы наблюдаем их трансформацию в гражданские союзы, ориентированные на социальную сферу, на взаимо- и самопомощь. Это благотворительные фонды, организации, направленные на защиту инвалидов, ветеранов войны и им подобные.
Иногда можно услышать опасение: а не пользуется ли власть общественными структурами, добиваясь своих целей?
Общество заинтересовано в том, чтобы власть решала свои вопросы: вырабатывала нормальную экономическую политику, правильно решала стратегические задачи, обеспечивала своевременную выплату зарплаты, пенсии, бесперебойную работу отопительных систем, строила новые дороги, успешно боролась с преступностью. Все это входит в сферу деятельности власти. Если власть достигает поставленных целей, то она справляется со своими функциями, а это позитивно скажется на развитии гражданского общества.
Однако существует противоречие между так называемыми долговременными и кратковременными целями власти. Власть понимает, что долговременной целью является развитие гражданского общества как основы демократии и института, позволяющего гражданам реализовать свою общественную активность. С другой стороны, власть заинтересована в решении и таких кратковременных задач, как принятие Земельного кодекса, Трудового кодекса... Если для первой цели она стремится содействовать развитию гражданских союзов, то для второй - возникает соблазн манипулировать ими.
Получается, что в кратковременных целях мы иногда союзники, в долговременных - безусловные союзники. Но это, на мой взгляд, нормальное противоречие, в рамках которого существует любая власть и в любой стране.
В Европе и Америке гражданское общество развивается без особых проблем уже двести-триста лет. У нас, известно, были проблемы во взаимоотношениях с государством, и в силу этого гражданское общество оказалось значительно менее развито. Сегодня мы стоим перед дилеммой: либо идти дальше, как европейцы и американцы, - но тогда будем хронически опаздывать, - либо обеспечить стратегию догоняющего развития в экономике, в формировании политических институтов, гражданского общества. А для такого догоняющего развития необходима активная роль государства, но при бдительном контроле гражданского общества.