НОВЫЙ ВЕК НОВОГО УРЕНГОЯ

Новый Уренгой называют "столицей газового края России".В новый век Новый Уренгой вступил не только с грузом неизбежных проблем, но и с вполне четким определением перспектив развития. Это важно для новоуренгойцев, поскольку в последнее время их тревожили пессимистические предсказания о судьбе газодобывающей столицы. Что ждет город газодобытчиков и строителей в начале XXI столетия? Об этом мы попросили рассказать Виктора Казарина, исполняющего обязанности мэра.

- Виктор Николаевич, скажите честно, за что можно полюбить Новый Уренгой? Почти десять месяцев в году - зима, снег до самого июня. Стужа, ветер, тяжелый климат...
- Знаете, надо пожить на Крайнем Севере, чтобы оценить его красоту. Самому мне уже трудно уехать отсюда. Я в Новом Уренгое с 1983 года, после окончания Уфимского нефтяного института. Помню, каким он был тогда - одна большая строительная площадка в окружении балков и бочек для временного жилья. Одна такая бочка до сих пор сохраняется в городе как память. А балков у нас, к сожалению, еще целые кварталы стоят. Но в городе уже изменилась атмосфера, - люди стали острее ощущать, что город, куда они много лет назад ехали за романтикой и за заработком, стал не временным пристанищем, а их малой родиной.
После развала СССР уренгойцы стояли перед нелегким выбором: уехать на "землю" или остаться на Крайнем Севере.
- Не секрет, что часть ваших горожан пыталась прижиться на "земле", но большинство вернулись назад. Как думаете, почему они не смогли приспособиться к другой жизни?
- Потому что на "земле" действительно другая жизнь. Многие к ней просто не готовы. Наши люди могут выдержать любые нагрузки - климатические, производственные, бытовые. Но у них отсутствует некая защитная оболочка, необходимая на "земле". Понимаете, другой уклад, другие взаимоотношения... Проблема отселения людей на сегодняшний день наиболее актуальна. Однако нередко люди пытаются удержаться здесь, на краю земли, чтобы не потерять себя.
- Но ведь в городе есть и "потерянные люди"?
- Не стану отрицать. Есть в Новом Уренгое и бомжи. Раньше такое представить было невозможно. Теперь это реальность. Среди бомжей встречаются тунеядцы по призванию, а есть те, кто не смог справиться с трудностями, навалившимися на них. Так или иначе решать судьбу этих людей предстоит администрации города.
- А какие задачи на первом плане?
- Самое главное для нас - сбалансировать отношения с Газпромом, поскольку в городе базируются крупнейшие предприятия газовой компании - "Уренгойгазпром" и "Ямбурггаздобыча". Понятно, что у газодобывающих предприятий свои задачи, у города - свои. Но у нас есть и общая цель - сделать город газовиков оптимально комфортным и компактным, способным обеспечить нормальные условия для жизни.
Газпром, как известно, разработал стратегию развития компании до 2010 года. В соответствии с этой концепцией мы намерены провести в Новом Уренгое научно-практическую конференцию, посмотреть, как будет выглядеть город через призму развития газовой отрасли, посчитать, как и где разместить производительные силы, выработать на экономической основе программу развития муниципального образования. Когда будем точно знать стратегию развития месторождений, маршруты газопроводов, потребность в трудовых ресурсах, тогда с наибольшей эффективностью сможем регулировать межрегиональные вахты и отрабатывать вахтово-экспедиционные методы. В городе должны остаться только люди, востребованные конкретными условиями работы.
- Что же делать с невостребованными людьми?
- Будем помогать расселяться на "земле". Это общая задача государства, газовой компании, округа, администрации.
- Кажется, у вас целые поселки, входящие в административную структуру Нового Уренгоя, нуждаются в отселении с Крайнего Севера?
- Какие поселки?
- Лимбяяха, например.
- Лимбяяха? Ни в коем случае! У поселка непростая судьба, но у него есть будущее. В свое время здесь начали строить Уренгойскую ГРЭС, которую забросили 10 лет назад. Энергетики и строители, приехавшие сюда работать, связывали себя с этой стройкой, а тут - экономический обвал, все рухнуло. Сегодня поселок работает сам на себя. Мы при поддержке губернатора много раз обращались в Минэнерго, в РАО ЕЭС, во все инстанции, объясняли, что это перспективный объект, который со временем обеспечит надежность энергоснабжения городских и производственных предприятий. Сейчас появилась уверенность, что со второй половины 2001 года этот объект оживет.
- Ваш город можно считать уникальным хотя бы потому, что здесь сохраняется бесплатный проезд на городском транспорте. Расходы берет на себя администрация?
- Да, мы посчитали, что это обходится дешевле, чем вводить платный проезд, содержать армию кондукторов и контролеров, платить налоги. Да и северянам это привычнее.
- Чем больше всего озабочены новоуренгойцы?
- Будущим своих детей. У нас ведь треть населения города- дети. Стараемся создавать комфортные условия для воспитания и развития подрастающего поколения. Не менее важным считаю снижение дифференциации заработной платы между производственниками и работниками социальной сферы.
У города, которому всего 26 лет от роду, есть немало резервов и вот это большое преимущество - молодость.