Рекордсменом по числу курьезных ситуаций оказался Барак Обама: он застрял в пути, пожал руку «врагу Америки» и «щелкнулся» с довольными коллегами на трибуне
Накануне Южноафриканская республика, а с ней и весь остальной мир официально попрощались с покойным национальным лидером Нельсоном Манделой. Панихида состоялась на футбольном стадионе в пригороде Йоханнесбурга. На нее съехались 90 действующих и 10 бывших глав различных государств, а также министры, общественные деятели и главы политических организаций. Длилась церемония около шести часов.
Тем не менее, – отмечают многочисленные обозреватели, – столь печальное дело, как прощание с умершим, в итоге обернулось удивительно большим количеством казусов, курьезов и скандалов.
Первые из них успели разразиться еще до «прощального дня», когда национальные лидеры начали решать, кому представлять страну на официальной церемонии.
Первым отличился премьер-министр Чехии Иржи Руснок. Беседуя, как он полагал, «тет-а-тет» с министром обороны Властимилом Пицеком, он признался, что его «бросает в дрожь только от самой мысли, что придется ехать в ЮАР. Надеюсь, что вместо меня поедет президент», – заявил Руснок, добавив, что на это время у него уже «запланирован обед и ужин».
Руснок не знал, что напротив него включен микрофон. Разговор оказался записан и попал в эфиры местных телеканалов. На панихиду премьера на всякий случай решили не отправлять. Вместо него в ЮАР поехал глава МИДа, Ян Когоут.
А вот представители главы израильского правительства, Беньямина Нетаньяху, заявили, что он не сможет присутствовать на прощании с Манделой, поскольку визит в ЮАР слишком дорог для израильской казны. На это, – пояснили они, – требуется аж 7 миллионов шекелей, то есть примерно 2 миллиона долларов.
Не дошли до стадиона и многие простые «зрители». Вместо положенных 90 тысяч человек на прощании оказалось гораздо меньше. Виной, – полагают обозреватели, – стали сильный дождь, перебои с подачей электричества на железной дороге, приведшие к задержке многих поездов, и сильные автомобильные пробки в окрестностях стадиона.
Именно пробки «подвели» и американского президента Барака Обаму: он приехал на церемонию с часовым опозданием, застряв на улицах Йоханнесбурга в утренний час пик.
Много шуму в прессе наделали заявления представителей Федерации глухих о крайне странном поведении сурдопереводчика, которого организаторы панихиды наняли, чтобы тот «переводил» на язык жестов выступления зарубежных политиков.
«Он показывает чепуху. Уберите его!» — написала в своем «твиттере» прямо в ходе церемонии Вильма Невхойдт-Друхен, первая глухая женщина, избранная членом парламента ЮАР.
Ее поддержал и Браам Джордаан, член молодежной секции Всемирной федерации глухих. Он заявил, что этот «переводчик» – не более чем самозванец, и пользуется знаками, не существующими в жестовом языке.
Именно такой «левый» перевод, по заверению Джордаана, сопровождал, в частности, выступление Барака Обамы.
Американский президент произнес довольно пышную речь, которая в целом понравилась слушателям. Он сравнил Манделу сразу с несколькими значимыми фигурами в мировой политике и общественной жизни.
«Подобно Ганди, он возглавил протестное движение. Подобно Кингу, он придал тем, чьи права ущемляются, твердый голос. Выйдя из тюрьмы, без оружия, он, подобно Линкольну, соединил свою страну, которая была на грани распада», – заявил Обама.
Собравшиеся на трибунах южноафриканцы ему поаплодировали. А вот их собственный президент, Джейкоб Зума, удостоился от народа только свиста и неодобрительного гула. Нынешний лидер ЮАР, – отмечают обозреватели, – действительно очень быстро теряет популярность. Причина – в многочисленных коррупционных скандалах, в причастности к которым Зуму обвиняли в последнее время, и крайне низкий уровень жизни большой части населения.
Зато когда к микрофону вышел президент соседнего Зимбабве, Роберт Мугабе, с трибун понеслись возгласы одобрения и радости.
Обама между тем успел отличиться еще одним скандальным происшествием. Общаясь на ВИП-трибуне британским премьером Дэвидом Кэмероном и главой датского правительства Хелле Торнинг-Шмитт, он решил помочь последней сделать на смартфон снимок – так называемый selfie, «самофото», – и заодно запечатлеть довольного себя вместе с коллегами.
Однако бдительные папарацци оказались тут как тут, и вскоре после окончания церемонии снимки смеющихся и радостно фотографирующихся Кэмерона, Обамы и Торнинг-Шмитт появились в газетах.
Комментаторы не преминули отметить, что супруга американского президента, Мишель Обама, совершенно не принимала участие в групповом веселье, а наоборот, сидела рядом с совершенно каменным выражением лица.
Наконец, еще одним поступком Обамы, вызвавшим бурные споры, оказалось рукопожатие с кубинским лидером Раулем Кастро, братом непримиримого «врага Америки» Фиделя Кастро. Этот дружественный жест попал в прямой эфир ТВ и вызвал большой резонанс.
Подобных контактов, – отмечают комментаторы, – у лидеров США и Кубы не было с 2000 года. Эти государства не имеют между собой дипломатических отношений, так что многие политологи признались, что не понимают, как следует расценивать жест Обамы. Это может быть и свидетельством потепления американо-кубинских отношений, и банальным нежеланием президента США показаться невежливым.
Как бы там ни было, «слишком доброжелательный» жест хозяина Белого дома уже навлек на себя гнев консерваторов, недовольных его политикой в отношении Кубы.