Бегущие по волнам

Почему уникальному российскому паруснику запрещен вход в родные гавани?

Катя Сехина, редактор детских телепередач, на открытии выставки «Под парусом мечты» в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына взахлеб рассказывала о плавании в качестве члена экипажа фрегата «Штандарт». И демонстрировала мальчишкам из клуба юных моряков фильм, снятый на корабле. Комментируя, так и сыпала моряцкими терминами: рангоут, бак, такелаж, юферс, квартердек: Настоящий морской волк, только в юбке!

Дорогу к морю Кате помог найти счастливый случай. Три года назад выпускница Российского университета дружбы народов наткнулась в интернете на призыв к волонтерам пополнить экипаж фрегата «Штандарт». Это уникальный парусник, точная копия первенца Балтийского флота и любимца Петра I. Туристов на борт фрегата не брали — нужны полноценные члены команды, готовые карабкаться на мачты, драить палубу и стойко переносить тяготы флотской службы. И вот вам выбор: искать приключения под парусом или с дипломом о высшем образовании сидеть в офисе одной из многочисленных столичных контор. Катя, как ни странно в наш далекий от романтики век, выбрала первое. Теперь все отпуска проводит на борту фрегата, прихватывая к ним еще месяц-другой за свой счет.

— Не страшно подниматься по вантам на марс? — спрашивает теперь Катю мальчишка в форме кадета.

— Высоты я очень боюсь, — признается девушка. — Но море — это такая стихия, ради которой можно победить все свои страхи...

Петр I построил «Штандарт» в 1703 году, вернувшись из Голландии, где изучал корабельное дело. Трехмачтовый красавец фрегат числился в составе императорского флота до 1714 года, после чего встал на прикол. А его двойник, спущенный на воду почти 300 лет спустя, уже пережил своего прародителя. Вот уже 15 лет парусник с российским флагом на мачте и с молодежным экипажем на борту бороздит моря и океаны. Причем четыре последних года не заходит в порты родной державы. Почему так — это отдельный вопрос.

— Фрегат «Штандарт» — одна из немногих существующих в мире копий судов, воспроизводящих корабельную архитектуру XVIII века, — рассказал «Труду» Никита Кузнецов, историк флота, ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья. — У нас есть целая флотилия реплик — начиная от поморских кочей и казачьих «чаек» и заканчивая копиями небольших судов. Но парусник такого класса в России только один.

Понятно, что в Старом Свете эта флотская экзотика собирает во всех портах толпы поклонников. Помимо исторической ценности корабль является прекрасной морской школой. Если в советское время клубы юных моряков имели свой учебный флот, где были ялы, парусники и даже пассажирские теплоходы, то сейчас они держатся на энтузиазме преподавателей, в основном бывших моряков. Учебные суда были «списаны на иголки». А на «Штандарте» мальчишки, бредящие морскими походами, получают реальную возможность прикоснуться к мечте и к профессии.

Само появление на свет второго «Штандарта» стало почти чудом. Опытный яхтсмен, выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Мартусь с группой таких же энтузиастов загорелся идеей — построить по чертежам настоящий парусник ХVIII века. И вот в середине 1990-х, когда экономика страны шла под откос, на берегах Невы появилась верфь, застучали топоры, как в петровские времена. А 4 сентября 1999 года корабль был спущен на воду и поднял паруса.

Но вот дальше чудеса закончились, и начались суровые будни. В 2000-м «Штандарт» был зарегистрирован в судовой книге ГИМС (Госинспекция по маломерным судам) МЧС РФ в качестве маломерного судна и стал выполнять регулярные походы в акваториях Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей. Потом благополучно прошел регистрацию в Российском речном пароходстве. А 29 мая 2007 года госинспекция МЧС исключила фрегат из судовой книги. Причина — «несоответствия характеристикам маломерного судна». Тогда парусник прошел регистрацию в Российском речном регистре, а судовладелец обжаловал решение ГИМС. Далее «Штандарт», оформив выход по действовавшему, но противозаконно аннулированному инспекторами судовому билету, отправился из порта Санкт-Петербург в заграничный рейс. А вскоре уже речной регистр аннулировал свидетельство о годности корабля к плаванию.

Потом была череда судебных исков, в ходе которых паруснику то разрешали, то запрещали поднимать паруса. А в итоге с 2009 года судно под российским триколором держится подальше от родных берегов. Попутно заметим, что, несмотря на корабельную архитектуру и парусное вооружение XVIII века, фрегат оснащен двумя двигателями, современным навигационным оборудованием, спасательными средствами и всем необходимым для ведения борьбы за живучесть. Сегодня «Штандарт» и его команда во главе с бессменным капитаном Владимиром Мартусем продолжает свое плавание, очень напоминающее скитания «Летучего голландца». С той лишь разницей, что порты Старого Света принимают наш фрегат с распростертыми объятиями. Оснащение нашего парусника вполне соответствует европейским нормативам по безопасности.

В биографии «Штандарта» — участие в регатах, фестивали, съемки в исторических картинах и, конечно же, обучение начинающих моряков. В этом году петербургский парусник впервые идет в Атлантику, а зимний сезон проведет на Канарских островах. Может быть, «Штандарт» доживет до тех времен, когда ему наконец-то разрешат пришвартовываться у родных причалов?

P.S. Судьба фрегата «Штандарт» напоминает историю, рассказанную вице-президентом Федерации планерного спорта Евгением Чарским. Пензенское предприятие «Авиастроитель» до 2002 года выпустило около 100 планеров, которые продавали за рубеж, в основном в Америку. Российский рынок был закрыт, поскольку контролирующие органы наотрез отказались выдавать лицензию. 10 лет авиастроители пытались добиться ответа, почему за кордоном все разрешения оформляют без проблем, а на родине нет. И только в этом году появился свет в тоннеле — планеры собираются разрешить лицензировать для россиян. Говорят, внесены соответствующие поправки в законодательство...