Топ-лотом на аукционе «Русское и советское искусство XX века», который сегодня, 11 декабря, проведет аукционный дом «Совком», станут четыре крохотных куколки, «сыгравшие» главные роли в известных всем и каждому мультиках о Чебурашке и его друзьях.
Сравните: два года назад в «Галерее на Солянке» устроили выставку в честь 90-летия выдающегося художника-мультипликатора Леонида Шварцмана, талантливые руки которого и материализовали героев Эдуарда Успенского. В одной из витрин стоял и этот прославленный квартет: Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк, крыска Лариска. Чуть потертые, слегка облупившиеся, в выцветших одежках, но такие родные:
А теперь они стали «лотом № 7»: по имеющимся у нашей газеты сведениям, куклы выставлены на продажу самим художником. Надо думать, не от хорошей жизни. И становится больно, когда понимаешь, что государство не считает нужным хотя бы обеспечить достойную старость людям, труд и талант которых создавал национальное достояние этого самого государства. О том, что мастера масштаба Шварцмана на Западе имеют миллионные состояния, лучше вообще не вспоминать.
Тут, конечно, можно ждать ироничных реплик: ну, загнула, мультяшные персонажи — и достояние страны. Но сходите в диснеевский музей или на выставки Барби и убедитесь, сколько там людей всех возрастов и занятий...
На сайте «Совкома» сказано, что это «единственный в мире полный набор кукол того времени», то есть 70-х годов. Игровые они или запасные (для каждого мультфильма делалось как минимум два комплекта персонажей, а иногда и больше), не указано, но в любом случает такому раритету место в музее. Однако государственного музея мультипликации, о котором не один десяток лет мечтают на «Союзмультфильме», у нас до сих пор нет. Частному музею (энтузиасты отечественной анимации создали такой в одном из павильонов ВДНХ) подобная роскошь тоже не по карману. Директор музея Лариса Выборгова честно призналась «Труду»:
— Если бы у нас были свободные средства, мы бы попытались, но такой громадной суммы — 2 млн рублей — у нас, к сожалению нет. Вся надежда на то, что случится чудо — в мультипликации иногда они происходят — и новый владелец нам их подарит.
Столь же призрачную надежду питает и директор Музея кино Наум Клейман:
— Было бы замечательно, если бы нашлись люди, которые приобрели бы для нас или для «Союзмультфильма» эти вещи: у нас в коллекции есть только Чебурашка, а остальных персонажей нет. Но ни у нас, ни у них на это нет денег. А Минкульт считает, что мы сами должны уговаривать состоятельных людей совершить благородный поступок. При этом то же самое министерство до сих пор не ничего не сделало для принятия закона о меценатстве, дающего привилегии людям, вкладывающим средства в национальную культуру (а не в пирушки в Куршавеле). Нынешний министр Мединский прямо говорит, что министерство не обязано покупать фондовые материалы для государственного (!) музейного фонда: Я не знаю, где учат теперь чиновников, но в музейном деле они понимают примерно как я в дипломатии.
С вердиктом Клеймана трудно не согласиться. Особенно если учесть, что после того, как Музей кино выселили из Киноцентра на Красной Пресне и его из профессиональной солидарности приютил у себя Мосфильм (но только для хранения бесценной коллекции, поскольку выставочных площадей на киностудии просто нет), Минкульт так ничего и не сделал, чтобы у (снова подчеркнем!) государственного музея появилась крыша над головой. Так что до Чебурашки ли тут с его друзьями...
Конечно, чудеса иногда случаются. Шанс на то, что новый владелец не спрячет Чебурашку в бронированном сейфе, а возьмет да и подарит музею, существует. Но мизерный. У нас в стране, как известно, действует правило старухи Шапокляк: хорошими делами прославиться нельзя. Даже министры культуры к этому не стремятся.